Страсти по Кошкарате, или Земельные страдания

Десятки домов пойдут под снос

На улице дождь, переходящий в снег, а на свободной площадке собрались с десяток человек, проживающих по улицам Ремесленной, Кошкарата. В районе площади Ордабасы в очередной раз планируется благоустроить берега реки и заодно построить общественный сквер.

Около полутора сотен земельных участков попали на территорию застройки будущей зоны отдыха. Сам же сквер расположится по берегам Кошкараты от родников до площади Ордабасы. И потому люди обеспокоены грядущим выкупом земель в государственную надобность.

«В прошлом году в газете «Панорама Шымкента» было опубликовано, что наши участки на Кошкарате изымаются. У кого две сотки, у нас четыре сотки. Мы были согласны, что заберут часть участка. Однако никто не пришел вовремя, не оценил, что находится на 4 сотках, а ведь должны были. У кого-то деревья растут, у кого-то забор бетонный, у кого-то из металлопрофиля. Но все должны были оценить – ведь это деньги», — рассказывала хронологию событий жительница улицы Ремесленной Ирина Микропуло.

«А перед новым годом пришли, не представляясь, девушка и пожилой мужчина с ней, и уже ни о каких четырех сотках не говорили. Зашли домой, сфотографировали и сказали, что производят оценку дома, а на Кошкарате есть вагончик, и со всеми вопросами следует обратиться туда. Позже они спрашивают, почему мы не приходили за оценкой. Куда приходить? Кто оценивал? Этого мы не знаем. И лишь потом та же девушка, принесла документы и говорит, подпишите, что вы согласны с оценкой. Конечно, оценку дали ниже рыночной. Дом — по заниженной цене. На эти деньги в Шымкенте мы не сможем купить равноценную площадь. Позже мужу моему позвонили и сказали, чтобы он расписался в оценочных документах. Все равно — согласен или нет, а если не распишется, то на нас подадут в суд. На каком основании? Ведь в газете было, что у нас только часть земли забирают?» — делилась своими переживаниями Ирина Микропуло.

Разговор шел на площадке в окружении добротных домов. Еще с одной стороны частный сектор от Кошкараты отделяли гравийная дорога и бетонный забор, выше человеческого роста, как следы прошлого благоустройства. Сразу за ними — огромный пятак болотистой местности. Здесь издавна бьют сотни родников, которые подпитывают речку.

«Мне оценочный акт не приносили, но моей соседке принесли. Я ей говорю: у тебя же по постановлению акимата только земля попала под госнадобность, зачем ты дом даешь снимать? Здесь, на месте наших участков, было болото, лягушки. Мы с детьми все сами вручную засыпали гравием. Если по закону нужно, я все сама сломаю, отдам. Мне денег не нужно. Но зачем лишний раз нервы трепать людям!» — возмущается пожилая женщина, тоже жительница улицы Ремесленной.

Пока шел разговор, к собравшимся стали подтягиваться люди, и вскоре на площадке собралось несколько десятков жителей, все с тем же, наболевшим. «Я хотела узнать, сколько стоит сотка нашей земли. Те, которые приходили, никаких документов не дают. Что изымают? Общую сумму оценили, и все. А я, например, живу здесь нормально. Акт на землю есть, документы все в порядке. У нас на участке в 4,5 сотки два дома, три семьи живут. Надо подстроиться — всегда сможем. А сейчас дают такую сумму, в городе я ничего не куплю. Цена нормального дома по Шымкенту — 130-150 тысяч долларов. Самый захудалый – 60 тысяч, а мне даже их не дают. А где я возьму деньги на покупку?» — высыпала, словно из ведра, кучу вопросов Нина Рудольфовна Иванова. Она в своей жизни переживает уже второй снос. «В Старом городе, когда сносили, нам 5 квартир дали. Шинный отстроил и заселил нас в квартиры. Никаких вопросов тогда не было. По составу семьи дали жилплощадь. А сейчас непонятно, куда мы будем идти? Что мы будем делать — не знаю. На дачу ехать я не согласна», — высказывает возмущение Нина Рудольфовна.

Женщине вторит и Владимир Лебедь, проживающий в доме 94 по улице Кошкарата: «У нас участок 6 соток, 109 квадратных метров домостроение. Оценили все в 45 тысяч долларов. За эти деньги, я не представляю, что можно купить. Тем более, здесь живем уже 57 лет. Здесь и дед жил, и мать, и я теперь. Можно сказать, родовое гнездо. И вот, пожалуйста, 45 тысяч — за такое благоустройство. Газ, свет, вода, баня. К тому же покупать дом с оценщиком не пойдешь. А сейчас рынок, сколько будут просить, столько мне нужно будет давать, а где я столько возьму денег?»

Понятно, что не у всех дома одинаковые. Но и в этом случае человеку придется менять обжитую, благоустроенную крышу над головой на неизвестно что или вообще оставаться на улице. «У меня дом завалился. Каждый год все сносят и сносят меня, и поэтому я ничего не строила. Мне дали 19 тысяч долларов. Что я за эти деньги смогу себе купить? То у меня была крыша над головой, я в одной комнате живу с дочкой, а теперь я между небом и землей осталась. Я ничего за эти деньги не куплю, и какая моя будет старость?» — со слезами на глазах рассказывает пенсионерка Валентина Леонидовна Данилова, проживающая в доме № 127 по улице Кошкарата.

Кто-то уже получил повестку в суд и теперь теряется в догадках, что делать, ведь времени на подготовку к заседанию не остается. Вопросов много, включая и стоимость сотки земли в центре города, а оценщики на них ответить то ли не пожелали, то ли эти вопросы не в их компетенции и потому за разъяснениями мы обратились в городской акимат.

«В самом постановлении мы указали владельца земельного участка, кадастровый номер, площадь, которая подлежит изъятию. И никаких самовольных изменений постановления не производилось. Многие получили документы на землю в ходе легализации имущества. Землю жители получили бесплатно. А выкупаться земля будет по кадастровой стоимости — 1270 тенге за квадратный метр», — пояснил заместитель акима города Бахытжан Аширбеков.

Вопрос изъятия земли в государственную надобность регулируется Законом РК «О государственном имуществе». Акиматом было вынесено постановление об изъятии 158 участков, попадающих в зону застройки. Из 158 участков два были предоставлены незаконно, и судом эти решения отменены. Один участок застроен самовольно, и теперь материалы направлены в ГАСК.

«Оценку проводила компания, имеющая необходимые разрешительные документы, которая выиграла тендер по гос закупкам на предоставление услуг. Но и эта фирма, производя оценку, руководствуется Законом РК «Об оценочной деятельности». Из 158 объектов оценку произвели на 111 объектах, с владельцами 94 участков проводятся согласительные процедуры. 35 хозяев земельных участков согласились на предложенные нами цены. Если люди не согласны с ценой, то мы подаем в суд. Те, кто не согласен, может сам назначить оценочную экспертизу. Гражданин самостоятельно будет ее оплачивать, и на основании этих двух оценочных документов судом будет приниматься решение, — разъяснил дальнейшую процедуру действий местной исполнительной власти и граждан заместитель акима города и заверил: — Огульно, чтобы просто забрать объект, такого не будет. Мы руководствуемся нормами закона, и окончательное решение по данному спору будет принимать суд. А объекты к нам перейдут только после того, как мы подпишем акт приемки. До этого люди могут жить в своих домостроениях спокойно».

Владельцам земельных участков, особенно тех, кто не согласен с произведенной оценкой имущества, не стоит опасаться суда. Напротив, необходимо к нему основательно готовиться и постараться к заседанию предоставить весомые аргументы, подтверждающие иную оценку. Тем более, не имеет смысла избегать подписания актов оценки. О собственном согласии или несогласии гражданин может указать в том же самом акте. А администрация может подать исковое заявление в суд с подписью или без таковой на акте. Как заверили в горакимате, бюджетом на выкуп земли деньги предусмотрены. Если владелец земельного участка согласен с оценочной стоимостью, то вопрос выделения средств рассматривается на постоянной комиссии маслихата и после этого, средства направляются на выплату.

Реклама