В казахстанской системе госслужбы грядет реформа

379
Ермаганбет Болекпаев
Ермаганбет Болекпаев
Ермаганбет Болекпаев
Ермаганбет Болекпаев

Казахстанскую систему государственной службы ждут очередные реформы. Есть конкретная дата начала – 26 марта 2013 года. С просьбой разъяснить их суть РАБАТ обратился к руководителю территориального управления Агентства по делам государственной службы Республики Казахстан по Южно-Казахстанской области Ермаганбету Болекпаеву.

– Ермаганбет Кабдуллаулы, любая реформа нацелена на улучшение существующего порядка дел. Тем более связанная с кадрами, предоставляющими услуги от имени государства. Еще Наполеон I заметил: «Искусство управления состоит в том, чтобы не позволять людям состариться в своей должности». С чего началась нынешняя реформа?

– 21 июля 2011 года Президент РК Нурсултан Назарбаев своим указом утвердил концепцию новой модели государственной службы Республики Казахстан. В ней заложены основные приоритеты развития государственной службы: «улучшение системы найма, подготовки и продвижения кадров», «государственная служба как служение обществу», «создание и поддержка высокой репутации государственной службы».
Спустя пять месяцев, 14 декабря 2012 года, в рамках реализации утвержденной концепции принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы». Вот этот закон и вступит в действие с 26 марта 2012 года.

– Это правда, что у нас появится элитный корпус управленцев?

– В структуре административной государственной службы в соответствии с законом РК будет сформирован управленческий корпус «А». Его задача – обеспечивать реализацию политики, формируемой политическими государственными служащими, и взаимосвязь между принятием стратегических решений и их исполнением.

– Где страна будет брать кадры?

– Формирование политического кадрового резерва корпуса «А» административной государственной службы будет обеспечиваться Национальной комиссией по кадровой политике при Президенте Республики Казахстан.
Предполагаемый состав Национальной комиссии по кадровой политике таков:
1. Руководитель администрации Президента РК.
2. Заместитель руководителя администрации Президента РК.
3. Председатель Агентства РК по делам государственной службы.
4. Заместитель руководителя аппарата правительства РК.
5. Заместитель председателя Сената РК.
6. Заместитель председателя Мажилиса РК.
7. Министр юстиции РК.

– А в нашей Южно-Казахстанской области кто войдет в состав корпуса «А»?

– Предполагается, что в состав корпуса «А» по области войдут должности руководителя аппарата акима области, начальника управления по делам госслужбы – председатель дисциплинарного совета по ЮКО, акимы районов и городов. В настоящее время никто из наших чиновников пока не вошел в корпус «А», так как формироваться он начнет после вступления в силу закона.

– Как будет проходить отбор?

– Существуют специальные квалификационные требования к административным государственным должностям корпуса «А». На их основе и будет проводиться конкурсный отбор в кадровый резерв управленческого корпуса «А» административной госслужбы. Конкурсный отбор – это проведение тестирования на знание законодательства РК и определение уровня личностных и управленческих компетенций. Предусматривается представление рекомендательных писем на кандидата корпуса «А» от политических государственных служащих, депутатов Сената и Мажилиса и др.
Занятие должности корпуса «А» будет проводиться исключительно из кадрового резерва.

– Есть ли изменения по срокам?

– Данным законом вводится двухэтапный порядок приема на административные государственные должности категории «Б», что позволит сократить конкурсные процедуры с 60 до 20 дней.

– Наверняка реформирование коснется и самих кадровых служб?

– Да, роль и ответственность кадровых служб государственных органов повышается. В районах и городах области будут созданы единые службы, задача которых – организация деятельности дисциплинарной, аттестационной, конкурсной и иных комиссий по кадровым вопросам. Эти же службы будут организовывать стажировку, наставничество, оценку деятельности, обучение и переподготовку государственных служащих.

– Что говорится в новом законе относительно перевода госслужащих?

– Законом внесены изменения в порядок занятия административной государственной должности корпуса «Б» и в порядок перевода, который осуществляется внутри государственного органа, его ведомства, включая их территориальные подразделения, а также между ними.
Внеконкурсные назначения в порядке перевода будут допускаться только в определенных случаях. Эти меры позволят искоренить так называемые «командные перемещения» при смене первого руководителя. К примеру, при назначении первого руководителя разрешается в порядке перевода назначение пресс-секретаря, помощника и советников.

– Слышала, что в законе прописаны определенные этические нормы госслужащих…

– Законом прописаны нормы Кодекса чести государственных служащих, которые ранее были определены отдельно указом Президента РК. Государственные служащие должны противостоять проявлениям коррупции, не допускать коррупционных правонарушений либо деяний, сопряженных с коррупцией или создающих условия для коррупции.

К примеру, если государственный служащий располагает достоверной информацией о коррупционном правонарушении, он должен принять необходимые меры по предотвращению и прекращению такого правонарушения, в том числе незамедлительно информировать вышестоящего руководителя, руководство государственного органа, в котором он работает, уполномоченные государственные органы.

– Любая услуга, тем более государственная, качество ее оказания, должна как-то оцениваться.

– Качество оказания государственной услуги у нас также регламентировано. В соответствии с Указом Президента РК от 19.03.2010 года «О системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы» Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы и Министерством транспорта и коммуникаций РК принят совместный приказ об утверждении методики оценки качества оказания государственных услуг. Эта методика определяет эффективность мер по обеспечению государственными органами физических и юридических лиц доступными и качественными государственными услугами, в том числе в электронном формате.
Оценка качества оказания государственных услуг осуществляется по результатам анализа информации государственных органов, представляемых в агентство и министерство в соответствии с настоящей методикой.

– Сколько всего государственных услуг оказывается в ЮКО?

– На сегодняшний день местными органами ЮКО оказывается 78 услуг из 572, утвержденных постановлением правительства РК от 20 июля 2010 года №745. К примеру, акиматом города Шымкента оказывается 47 видов государственных услуг, которые утверждены регламентом. В минувшем году горакиматом было оказано 208748 услуг.Сейчас мы ожидаем принятия закона о государственных услугах, которым будут урегулированы вопросы, связанные с предоставлением услуг. Мы очень надеемся, что все эти реформы повысят качество госуслуг, оказываемых населению.

– Благодарю вас за ответы.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Новости партнеров