Желательно не пускать на самотек круг чтения ребенка

ДРУГ С ДЕТСТВА

Желательно не пускать на самотек круг чтения ребенка
Желательно не пускать на самотек круг чтения ребенка

Одна из ярких картинок моего в целом безалаберного, а потому травмонасыщенного детства – время болезни, когда из-за ожога, порезов или запущенной простуды мама переводила меня на постельный «лежим». Побоку садик или начальную школу, а вместо них – компресс, перевязки, банки и горчичники, горячее молоко, сиропы-таблетки по часам. Все эти «беды» ничто в сравнении с главным – возможностью лежать и перелистывать стопки книг, а если повезет – то кто-то из старших обязательно прочитает тебе, болящей, какой-нибудь рассказ или главу из книги…

Какое же это чудо – книги нашего детства! Под стать богатому содержанию книг было и художественное оформление. Мини-рассказы Сутеева с его же изумительными картинками, стихи Маршака с иллюстрациями Конашевича, сказки Шарля Перро, изящно оформленные Дехтяревым… Вот это чудо из чудес, наслаждение-отдохновение души! Разве такое забудешь… Книжный шкаф представлялся настоящей сокровищницей. Со временем вторые ряды книжных полок с наивно «припрятанными» в них двухтомником «Декамерона», «Ямой» Куприна, «Милым другом» Мопассана и прочими «взрослыми» литературными деликатесами становились все более предпочтительными. Но это будет гораздо позже, когда придет состояние настоящего книжного запоя.

Почему дети начинают читать? Возможно, потому что любая хорошая книга расширяет горизонты восприятия жизни. Книга дает понять – невозможное возможно, ее герои всегда благородны, справедливы, честны. В книгах добро всегда побеждает зло, и кажется, что так будет и в твоей жизни…

Ежегодно 2 апреля отмечается Всемирный день книги. Вы знаете почему? Ответ прост: потому что именно в этот день родился великий датский писатель-сказочник Ганс Христиан Андерсен, к слову, всю жизнь мечтавший о славе поэта.

Писать книги специально для детей стали позднее, чем для взрослых – примерно со второй половины ХV века. По-настоящему «золотой» период детской книги начался в 19 веке, когда появились сказки Пушкина, «Гулливер» Джонатана Свифта и «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо и т.д. Здорово то, что этот период продолжается до сих пор. В перечне любимых писателей детей 21 века имена Джоан Роулинг, «мамы Гарри Поттера», Татьяны Боковой, Эдуарда Успенского и далее по спискам авторов из других веков.

Не каждый из маститых писателей «отметился» в детской литературе. Почему? Да потому, что это архитрудно. Есть перефразировка высказывания К. Станиславского: «Для детей надо писать так же, как для взрослых, только еще лучше». Дети не сразу, но обязательно почувствуют фальш, бесталанность.

К чему весь этот разговор? В первую очередь к тому, чтобы вы обратили внимание на круг чтения вашего ребенка. Постарайтесь привить ему культуру чтения. Пусть это чудо под названием «книга» не пройдет мимо ваших детей, внуков. Не принимайте всерьез доводов о соперничестве компьютера или телевидения с книгой, оно надуманное, его просто нет. Детская книга – это уникальный продукт человеческой культуры, компьютер и ТВ тоже уникальны, но они хороши для других целей.

Желательно не пускать на самотек круг чтения ребенка. Поинтересуйтесь рейтингом детских книг, ориентируясь на него, можно составить свой. Пусть в «десятку» этого перечня войдет и казахстанское издание книжки под названием «Правила дорожного движения», поверьте мне, это важно…

Откройте не только для ребенка, но и для себя наши шымкентские детские библиотеки. Их несколько – областная детская библиотека имени Ыбрая Алтынсарина, областная юношеская библиотека на Гоголя, центральная городская детская библиотека имени Аркадия Гайдара, школьные библиотеки. Их фонды в последние годы обновились, они стали значительно богаче. К тому же сотрудники библиотек – настоящие подвижники, они проводят массу интереснейших и познавательных мероприятий, встречи с писателями, людьми творческих профессий.

На этот раз завершить редакционную колонку хочу словами писательницы Людмилы Улицкой: «Читая, мы растем, дорастая постепенно до всего лучшего, что можно выразить с помощью алфавита».

Фарида ШАРАФУТДИНОВА