Скульптор Куаныш Маликов посвятил любимому делу больше 30 лет своей жизни.

Новый памятник мечтает поставить в Шымкенте известный скульптор. Монумент, посвященный декабрьским событиям 1986 года, планируемая высота которого — 10 метров, а ширина пять метров, Куаныш Маликов мечтает установить на улице Желтоксан в Шымкенте.

Скульптор Куаныш Маликов посвятил любимому делу больше 30 лет своей жизни.
Скульптор Куаныш Маликов посвятил любимому делу больше 30 лет своей жизни.

О своем новом эскизе скульптор говорит с заметным волнением. В этом памятнике декабрьским событиям — часть собственной истории мастера. Тогда, будучи студентом третьего курса Алматинского театрально-художественного института, Куаныш Маликов сам был в колонне возмущенной молодежи.

«Из наших шымкентцев там участвовали многие, — вспоминает член-корреспондент Академии художеств РК Куаныш Маликов. — Поэтому, я думаю, в Шымкенте такой памятник нужно поставить. Ведь это важная часть истории нашей страны. Улица названа в честь этого события, и мемориал мог бы придать больше значения этой части города».

Родился ваятель в  ауле Майбулак Толебийского района в 1950 году. В 1974-м после окончания Алматинского художественного училища приехал работать в Шымкент, где как раз в это время открывалось художественное училище. Проработал преподавателем 10 лет и поступил в Алматинский театрально-художественный институт на очное отделение монументальной скульптуры.  Окончив учебу, остался в институте преподавателем. В Шымкент вернулся в 1996 году, когда в городе был объявлен конкурс на оформление площади Ордабасы. Тогда идея Куаныша Маликова установить на перекрестках трех улиц, выходящих на площадь, статуи трех биев понравилась организаторам конкурса больше остальных. Но, выиграв конкурс, свою идею Куанышу Маликову воплотить в жизнь так и не удалось. В городе сменилось руководство, и планы благоустройства площади тоже изменились. Однако этот приезд в Шымкент оказался решающим, и ваятель уже навсегда осел в областном центре. Сначала два года проработал преподавателем в МКТУ, затем 14 лет возглавлял городскую художественную школу. С этого поста в декабре 2012 года ушел на пенсию. Но работать не перестал. И сегодня продолжает восхищать земляков своими эскизами.

Новые эскизы мастера пока ждут своего часа на полках в мастерской.
Новые эскизы мастера пока ждут своего часа на полках в мастерской.

Скульптуры Куаныша Маликова стоят в разных городах страны. В Шымкенте же их пока только три. Их ваятель старается навещать как можно чаще. Не потому, что не может налюбоваться на творение своих рук, а потому, что переживает за состояние памятников, созданию которых посвятил всю свою жизнь.

«Люди, особенно молодые, ломают, расписывают всякими словами. Душа болит, когда вижу такое, — говорит скульптор. — Да и строители, честно сказать, тоже некачественно делают. Вот памятник Кабанбай батыру всего пару лет назад поставили, а постамент уже начинает осадку давать. Как же так? Ведь мы, когда над памятниками работаем, рассчитываем, что они 50  или 100 лет будут стоять. А если они уже сейчас в таком состоянии и если к ним такое отношение, нашим потомкам что останется? Обидно…»

Скульптуры Куаныша Маликова от вандалов пока серьезно не пострадали. А вот работу Насыра Рустемова — памятник Байтурсынову — в 2005 году кто-то лишил ноги. Хоть и чужая работа, но за коллегу Куанышу Маликову обидно. И это далеко не единственный случай, когда скульптуры в Шымкенте страдают от рук местного населения. Пока среди горожан есть люди, не способные ценить памятники и скульптуры, в городе недостаточно просто ставить монументы. Их нужно еще и охранять, считает скульптор.