Слухи о бунте в учреждении ИЧ 167/9 (Ленгерская колония строго режима) по Шымкенту распространились очень быстро. Люди пересказывали неизвестные источники о том, что в зону введены войска, а спецназ жестко подавляет сопротивление заключенных. Якобы есть жертвы и пострадавшие. Звонков в нашу редакцию было очень много.
Для выяснения ситуация мы выехали на место предполагаемого происшествия. Благо, что руководство ДУИС по ЮКО сразу же пообещало прокомментировать ситуацию. Уже на подъезде к бывшему шахтоуправлению стало понятно, что ситуация серьезна. Близ поселка Аккум был выставлен усиленный блокпост полицейских. Силовики были в касках и бронежилетах с дубинками в руках, у некоторых — автоматическое оружие. Вокруг — родственники заключенных и очень много автомобилей.
Еще один пост функционировал на повороте к зоне. Здесь народу было побольше, среди полицейских замелькала форма солдат бригады внутренних войск. Дымила полевая кухня. А вокруг снова толпа обеспокоенных родственников и близких.
Перед воротами колонии стояли мусоровозы (кстати, по пути нам попалось несколько таких машин). Они были загружены всяческим барахлом. Откуда оно взялось, выяснилось позже.
Первую беседу с нами провел заместитель начальника ДУИС по ЮКО полковник Адильбек Досмагамбетов: «Поводом для введения внутренних войск стал ежеквартальный обыск. Эта процедура предусмотрена законом и является обязательной. Понятно, что обыск не понравился определенной группе заключенных и они попытались оказать противодействие. Стали распускаться слухи и сплетни».
В результате уже вечером 22 мая близ колонии стали появляться родственники. Группа неких молодых парней (об этом нам сообщила правозащитник Валентина Скрябина) попыталась закидать полицейских и сотрудников ДУИС камнями. Затем они растворились в окрестностях — никого не задержали. После этого к зоне были подтянуты патрульные полицейские и выставлены блокпосты.
Вскоре подъехал начальник ДУИС полковник Тенизжан Жанибеков. Он объяснил, что во время обыска было найдено очень много запрещенных (колюще-режущих предметов и мобильных телефонов) и других бытовых вещей, которые не положены заключенным. Кроме того, нам стало известно, что администрация учреждения «перемешала» контингент и так называемым авторитетам это очень не понравилось.
В «предбанник» удалось пробиться нескольким женщинам, все они требовали показать своих сыновей или супругов. С ними беседовали представители общественной наблюдательной комиссии по правам заключенных и руководство ДУИС. В конце концов пришли к консенсусу: правозащитники и мы, журналисты, проходим за периметр, снимаем на камеру их близких, беседуем с ними и потом предъявляем пленку. Женщины, в свою очередь, должны провести разъяснительную работу с народом на блокпостах. Кстати, таким образом, решилась объективность выбора наших респондентов. Это на сто процентов были не подставные — удобные для администрации люди.
Внутри зоны кипела работа и высились кучи мусора. Ковры, обои, картины, прочее самое разнообразное имущество вывозилось КамАЗами. Полковник Досмагамбетов подошел к одной из куч и вытащил спортивное трико: «Заключенный должен ходить в предписанной правилами форме, а не в этом». За грандиозной уборкой наблюдали вэвэшники в бронежилетах и с дубинками в руках.
В обыскных мероприятиях были также были задействованы кинологи, военнослужащие ВЧ №6506
Мы вместе с руководителем общественного наблюдательного комитета Райхан Кобдабергеновой и членом ОНК Валентиной Скрябиной встретились с заключенными. С теми самыми, чьи матери и жены ожидали за периметром. Ни один из них не был избит — синяков и ран на телах не было. Все они заявили, что проводился большой шмон. Никто себя не поджигал и не сбрасывался с крыш. В общем, все нормально.
Начальник ДУИС Тенизжан Жанибеков предоставил возможность поговорить и с другими заключенными, никто из них не выказал никаких претензий.
Видеозапись бесед была показана членам самостийной женской инициативной группы — все дамы прослезились, увидев своих близких. Все они понимают, что это зона строгого режима и что их мужья и сыновья попали за колючую проволоку не просто так.
Затем группа выехала на блокпосты успокаивать других родственников. В этой работе активное участие принимало руководство департамента уголовно-исправительной системы, начальник УБОП ДВД ЮКО подполковник Сейтжан Сапарбеков и правозащитники. Народ был успокоен.