Шымкент переживает очередной виток благоустройства. Вот только что делать, когда это самое устройство не всегда во благо?
ТЕСТ НА СТРЕССО — (И НЕ ТОЛЬКО) УСТОЙЧИВОСТЬ
Этот двор по улице Жангельдина уже пережил одно преображение. В 2006 году в ходе предвыборной агитации кандидаты в депутаты маслихатов подарили детям благоустроенную площадку с футбольным мини-полем. Двор стал популярным местом отдыха у всей окрестной детворы.
Потом, уже по программе благоустройства дворов, подъездные дорожки и тротуары перед одним из трех домов капитально отремонтировали – проложили новый асфальт, установили бордюры. А уже через год ремонт начался в оставшейся части двора…
Первые проблемы у жителей начались около месяца назад, когда во двор пришли подрядчики.
«У нас перед детской площадкой есть место, где можно было бы обустроить «карман» – место для временной парковки машин. Днем во дворе всегда стоят две-три машины наших жильцов, которые приезжают домой на обед. Так чем занимать дорогу, они аккуратно стояли бы в этом «кармане» и не мешали ни взрослым, ни детям. Но подрядчик нам заявил, что средств у него катастрофически мало, и «карман» он там обустраивать для нас не собирается», – рассказала жительница дома №16-в Елена Б.
Нет, значит нет. И жители не стали настаивать на своей просьбе. Каково же было их удивление, когда на следующий день строители стали выкладывать заезд для авто прямо на детской площадке. Домком, который первый бросился защищать детскую территорию, охрип, доказывая, что это небезопасно для детей.
«Как нам объяснил подрядчик, этот заезд вплотную к детской песочнице, где играют самые маленькие, они прокладывают, потому что кто-то там перекрыл кольями из арматуры проезд к гаражам! Но это абсурд! То есть делать проезд к гаражам у них средства есть, а сделать «карман» длиной два метра – нет. Начальник участка посоветовал нам для начала договориться с дедушкой, который старый проезд закрыл и потребовал со строителей новый. Один дедушка! Самое интересное, что этот самый «дедушка» живет в соседнем доме, и его не устраивало, что машины ездят мимо его гаража! Получается, интересы какого-то одного автовладельца подрядчик, ремонтирующий нашу территорию, ставит выше безопасности и здоровья детей.
После долгих споров подрядчик сказал, чтобы мы написали ему письменное заявление и приложили к нему копии удостоверений личности всех, кто проживает в этом доме – несогласных с въездом именно в этом месте. Он-де не доверяет нам – «а вдруг один человек там распишется за всех!». Мы сказали: хорошо, согласны, но кому писать заявление? Ответ был прост: «Мне». Но ни фамилии своей, ни компании, которую он представляет, начальник участка так и не назвал. «А зачем вам это надо? Я же здесь каждый день, вот мне и отдадите свое заявление», – отрезал он. А когда мы заговорили хотя бы о скамейках перед подъездами (попросили их установить), нам ответили, что в смете средств на этот вид расходов нет, на обустройство детской площадки – нет, на установку беседок – нет… и так далее. Даже на просьбу показать проект подрядчик ответил отказом, мол, его нет и никогда не было…» – продолжила свой рассказ Елена.
К слову, по советскому проекту, проезд во двор существовал и был организован очень грамотно – машины въезжали во двор с торца одного из домов. Там же и стоят несколько гаражей. Для того чтобы восстановить первоначальный проект двора, много средств не потребуется. Да и новую дорогу прокладывать незачем. Но подрядчику нет особого дела до мнения жителей.
СПРАВКА
Сектор благоустройства отдела ЖКХ, ПТ и АД г. Шымкента – 54-07-62.
«У меня создается такое впечатление, что мы стали квартирантами в собственном дворе. Мы не имеем права возразить, ничего предложить, ни о чем попросить. Мало того, что строители появляются как ясны солнышки, они и слушать нас не хотят. Но ведь этим двором, этими дорожками и тротуарами пользоваться после ухода строителей будем мы, так почему же нас никто не хочет слышать?!» – возмутилась Елена.
Так и не найдя общего языка с подрядчиком, жители решили обратиться в отдел ЖКХ и уже составляют официальное письмо к руководителю отдела.
А У НАС ВОДОПРОВОД, ВОТ!
А вот в другом многострадальном доме иная проблема. Двор дома №16 по проспекту Республики отремонтировали в позапрошлом году. Чуть больше года жители ходили по новеньким дорожкам. А потом главная примета Шымкента «проложили асфальт – следом пойдут коммунальщики» в очередной раз нашла свое подтверждение.
«В наш двор пришла какая-то компания и занялась заменой канализационных труб. Когда они только приступили, то клятвенно обещали нам, что все будет замечательно и асфальт не пострадает, и работать они будут исключительно аккуратно. Но после ухода «водопроводчиков» остался настоящий бардак. Долгое время после их работы наш двор напоминал место боевых действий. Ощущение было такое, будто его вспахали несколько прицельных снарядов. А после дождя в вязкой глине обувь буквально утопала и невозможно было передвигаться», – поделилась общей проблемой жительница дома Елена П.
Позвонив в ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг», женщина узнала телефон компании-подрядчика. «Каково же было мое возмущение, когда мне ответили, что они, оказывается, все уже убрали! Тогда я нашла телефон руководителя администрации ТОО «ВРМ», и мне пообещали, что порядок все-таки наведут. И действительно. В тот же день приехали рабочие и почистили асфальт от глины. А место, где разломали асфальт, закидали гравием и пообещали заасфальтировать», – рассказала Елена П.
ЕСЛИ ПОДРЯДЧИК – ХАМ
Итак, с чего начинается работа по благоустройству каждого двора? Об этом рассказал начальник сектора благоустройства отдела ЖКХ, ПТ и АД города Шымкента Ерубай Куралбаев.
Существует процедура, по которой подрядчики приступают к работам в каждом дворе:
1) начальник участка должен встретиться с домкомом и жителями;
2) обязательно представиться;
3) в ходе беседы выявить обстоятельства, которые могут не устраивать жителей;
4) только после этого приступать к работе.
«А если отношения с подрядчиком не складываются, если подрядчик ведет себя по-хамски, не называет ни свою фамилию, ни компанию, которую он представляет, а главное, категорически отказывается согласовывать предстоящий ремонт с жителями, достаточно составить акт и принести его к нам в сектор. На этом акте должны быть подписи домкома и нескольких жителей. Подпись начальника участка на этом документе не обязательна. А мы уже по этому заявлению и проведем необходимую «воспитательную работу» с подрядчиком. Думаю, этого будет достаточно, чтобы конфликт был исчерпан. Я только об одном хочу напомнить, дорогие жители: благоустройство дворовых территорий и внутриквартальных работ делается исключительно для вашего же блага. Поэтому не оставайтесь безучастными наблюдателями, а принимайте активное участие, но без перегибов, как у нас это, увы, бывает», – сказал Ерубай Куралбаев.
Если же ваш отремонтированный двор серьезно пострадал после работы подрядчиков, прокладывавших коммуникации, то вам необходимо обратиться к коммунальщику, который является заказчиком работ, и в районный акимат, посоветовал Е. Куралбаев.
Прав Ерубай Журинович – никто, кроме нас, не хозяин нашему двору. Но это только в мечтах как чиновников, так и жителей. На деле же у двора появляется масса хозяев от подрядчиков, пришедших его ремонтировать, до желающих урвать кусок дармовой земли под строительство магазина, гостиницы, сауны (нужное подчеркнуть). Впрочем, это совсем другая история.
Саида ТУРСУМЕТОВА