Когда Гаухар Медеуова писала эссе на тему «Русский язык. Богач? Бедняк?», она и предположить не могла, что ее работа войдет в число 50 лучших на XXIII Международном Пушкинском конкурсе. Поездка в Москву, участие в семинарах, знакомство с передовыми преподавателями России, культурный отдых стали для обычного шымкентского библиотекаря настоящей сказкой жизни. Прямо как у Ганса Христиана Андерсена – «Сказка моей жизни».
Перелет из Шымкента в Москву был быстрым из-за предвкушения необычности момента встречи с Первопрестольной. Москва встретила приветливо, но по-деловому, несмотря на всего плюс девять и моросящий дождь. Видимо, в день приезда лауреатов конкурса погода вспомнила Пришвина и дождь был «добрым». Трое южноказахстанок – сама Гаухар, Светлана Махатова из Сарыагаша и туркестанка Фатима Казахбаева – отправились готовиться к обещанной обширной программе.
Из заметок Гаухар: «Присутствовали на занятиях по русскому языку и литературе в московской гимназии №1503. Подготовка к сочинению о храме Василия Блаженного, рассуждения на публицистическую тему, нравственные проблемы в трилогии Чехова. Сложнейшие темы, но удивительно доступная методика преподавания! Грамотно построенная, богатейшая речь гимназистов даже заставляет немного смущаться. Это не показательные уроки, обычный учебный процесс…»
«В нашем доме по ул. Космонавтов дружно жили евреи, казахи, узбеки, татары, немцы, украинцы. И все мы друг с другом общались на русском языке, хотя каждый знал еще один – свой. У нас даже определение «русский язык» воспринималось абстрактно, мы просто на нем говорили. В нашей семье с нами (нас было шестеро) папа разговаривал на русском, а мама – на казахском. Трое из нас ходили в русскую школу, а трое – в казахскую. И русский язык для нас был родным, не вторым, не для общения, а просто родным. Я даже помню, как однажды мой старший брат Бахытжан пришел домой расстроенный и жаловался отцу. Оказывается, во время урока в класс зашла завуч школы и посчитала русских. Когда завуч пропустила его, мой брат встал и сказал, что он тоже русский. А завуч говорит: «Медеуов, сядь, ты не русский, ты казах». Отец, конечно, объяснил ему, что тут имелась в виду национальность, а не игра в «войнушку». Мой брат тогда ассоциировал «русских» с Великой Отечественной войной. Ведь мы все вместе, когда играли в «войнушки», делились на фашистов и русских. И каждый хотел быть «русским»…» – из эссе Гаухар Медеуовой.
Из заметок Гаухар: «7 сентября. День города Москвы. Красавицы Москвы. А она действительно красивая. Такая величавая, словно добрая матушка. С утра держим путь в мэрию. На улицах – представления, оркестры играют, концерты везде… Красотища! А в мэрии поздравления для нас – победителей. Поздравляют нас депутаты, представители городской власти и ученые-лингвисты. Лично мне вручила диплом лауреата заместитель председателя Государственной думы РФ, председатель попечительского совета Пушкинского конкурса Людмила Швецова».
«Жизнь шла своим чередом, люди нашего города учились, работали… И вдруг – развал! Как будто разбился огромный кувшин с сокровищами. Все мы рассыпались, разбежались, обнищали душой. …И вот на дворе 2013 год. Сейчас на территории Южного Казахстана проживает всего 160 тысяч славян, 130 тысяч из них – русские. Это из 2 миллионов 800 тысяч жителей Южного Казахстана. Мне не с кем говорить на русском языке. Мой словарный запас русского языка обеднел. А как пишу на русском языке? В шести предложениях двадцать грамматических ошибок. Сегодня, к сожалению, грамматические ошибки, жаргонные выражения прочно вошли в нашу повседневную жизнь, для кого-то стали уже обычным явлением…» – из эссе Гаухар Медеуовой.
Из заметок Гаухар: «Вечером в театре на Малой Бронной давали «Тартюф». Зал, затаив дыхание, смотрел на сцену. Бессмертная комедия никого не оставила равнодушным. Можно смотреть бесконечно…»
«С языками связана еще одна юморная история в нашей семье. Наша бабушка ужасно любила смотреть художественные фильмы про революцию и ужасно любила Ленина. Для нее он был неким … богом, что ли. И однажды, переключая каналы, мы попали на ТВ Узбекистана, а там как раз показывали фильм про Ленина! И он, естественно, говорил по-узбекски. Наша бабушка замерла, а потом с таким восторгом и восхищением сказала: «Боже, ну, какой же умница этот Ленин, он умеет говорить на казахском и даже на узбекском! Ну надо же каким руководителем был!..» – из эссе Гаухар Медеуовой.
Из заметок Гаухар: «Последняя ночь в Москве. Не спала. Смогу ли я еще раз побывать в Москве? Дни пролетели, как сладкий сон. Так быстро закончилась сказка моей жизни».
«Есть люди яркие, которые могут поворачивать ход событий в истории, есть те, которые живут в тени. Точно так же есть государства, которые правят миром, а есть те, которые служат таким государствам. И есть языки, на которых хотят говорить все, а есть языки, предназначенные только для кухни. Я хочу говорить, читать, писать на русском языке. Я, моя бабушка, мама, отец – все мы признавали и признаем могущество и силу русского языка. Просто он немного обеднел в нашей стране на время, а сейчас снова начинает богатеть. И нам всем нужен богатый русский язык!» – из эссе Гаухар Медеуовой.