Управление земельных отношений Южно-Казахстанской области отчиталось о проделанной работе за 2013 год. Руководитель государственного органа Созакбай Абдикулов заверил, что выявлены сотни тысяч гектаров неиспользуемых по назначению земель, выделенных ранее горожанам под сельскохозяйственные нужды (514,2 тысячи гектаров), предпринимательство ( 696,66 гектаров) и строительство жилья (16735 участков). Большая часть возвращена в государственный земельный фонд. Некоторые участки уже повторно реализованы на конкурсах и аукционах.
«Вот ты получил землю, а использовать ее, как требует закон, не можешь, денег нет, кредит не дают, — объясняет Созакбай Абдикулов. — Если крестьянин год не использует землю по назначению, мы отправляем ему предупреждение. Если он и после этого год ничего не делает, мы через суд забираем участок. Вот такой у нас план. А плана вернуть столько-то гектаров нет».
Почти половина из 582 тысяч гектаров пастбищ, выделенных для общего пользования, оказалась в частной собственности незаконно и была возвращена государству. Забирать — не отдавать! Весь этот позитивный отчет портят граждане, вставшие в очередь на получение земли под индивидуальное жилищное строительство. Из почти 205 тысяч человек только 38 % получили долгожданные участки. Чиновники из земельного управления объясняют, что причина медленного движения очереди не в нерасторопности государственных служащих, а в отсутствии генеральных планов и необеспеченности инфраструктурой населенных пунктов, где есть свободные земли.
«Это раньше, до 2005 года, аким мог отдавать земли кому захочет. На его имя писали заявление, он выделял земли, — пытается развеять скепсис стоящих в очереди за участками руководитель управления земельных отношений. — Сейчас земельная комиссия есть, там председатель — аким и члены из партии «Нур Отан», депутаты, которые проводят конкурсы и аукционы».
Правда, несмотря на комиссию со всеми ее членами, в этом году было немало земельных скандалов, когда один и тот же участок неожиданно оказывался в собственности нескольких человек. И каждый из них доказывал, что он является истинным владельцем заветных соток, подтверждая слова необходимыми документами.