В шымкетнской городской детской библиотеке имени Гайдара прошел конкурс, посвященный Международному дню детской книги. Праздник во всем мире отмечается 2 апреля. В конкурсе приняли учащиеся пятых и шестых классов общеобразовательных школ с казахским языком обучения.
Всего туров было пять. Первый из них — собственная презентация в стихотворной форме. Во втором туре необходимо было рассказать о любимых книгах и о значении книги в жизни каждого человека. Задания остальных туров были практическими: разгадывание лингвистических ребусов, решение словарных задач и показ знаний культуры и традиций родного народа. Мальчишки и девчонки очень эмоционально представляли себя и бойко перечисляли национальные обряды.
С самого начала конкурса шестиклассник Дауржан Махылбек обратил на себя внимание зрителей — уж больно активным и эмоциональным оказался мальчишка. Дауржан бойко отвечал на все вопросы и старался помочь другим участникам, за что даже получил предупреждение от строгого жюри. В последнем туре выяснилось, что у Дауржана и его ближайшей соперницы Парасат Турисбековой одинаковое количество баллов, ребятам пришлось выйти на решающий поединок — «один на один».
Вопросы от членов жюри сыпались, как из рога изобилия: то нужно было перечислить наибольшее количество батыров, то процитировать Абая, то рассказать о костюме невесты, его обязательных атрибутах, то вкратце передать правила национальной спортивной игры.
В итоге Дауржан под общие аплодисменты все-таки получил свое заслуженное первое место. В целом места разделились следующим образом: 3 место — Леспек Берик, 2 место — Турисбекова Парасат, 1 место — Махылбек Дауржан. Ребята получили дипломы и памятные подарки от библиотеки.
И все же лучший подарок — это книга! Во время конкурса сотрудники библиотеки представили детям новые издания, которые пополнили библиотечный фонд к празднику детской книжки. Перечень новых книг впечатляет: детские энциклопедии различного направления, исторические сборники, художественная литература на государственном и русском языках, народные эпосы и сказки, собранные со всего мира. Сегодня ребенок, пришедший в библиотеку, имеет доступ к огромному количеству информации.
Чтение с самого начала должно ассоциироваться у ребенка только с удовольствием, утверждают психологи. Книги, которые сегодня предлагаются юному читателю, подтверждают мнение психологов: четкий шрифт, замечательные иллюстрации вызывают у детей желание читать и познавать еще больше.
Есть длинная история о том, как в классе для особо одаренных детей был талантливый ребенок, мать которого плохо говорила по-русски (а насчет читать я просто и не знаю). Знаю только, что ей на центральном телеграфе доверяли только перевязывать бечевкой бандероли, все остальное считалось уже работой, требующей более высокой квалификации, чем была у нее. Мальчик в четыре года освоил буквы, но читал, естественно, плохо и только для публики. У этой неграмотной мамы была, видимо, фантастическая интуиция. Судите сами. Жили они в коммуналке, и к ним забежала соседка баба Катя. И мальчик Диан, решил похвалиться ей , что уже умеет читать. Начал читать, естественно, плохо и с ошибками. Баба Катя решила повоспитать соседского мальчика: «Ты чего говоришь, что уже умеешь читать? Научись, как следует, тогда и хвались». Что тут стало с матерью!
«Зачем ты обижаешь моего ребенка, — бросилась защищать сына неграмотная мать. — Он только начал читать. А ты ему аппетит к чтению портишь (так и сказала)!» И через несколько лет ее черные глаза при рассказе светились негодованием.
«Я ее выгнала, — рассказывала она, — и сказала этой бабе Кате: не умеешь с ребенком общаться – не ходи сюда. И два года не ходила она ко мне».
Дальше — больше. Мать зарабатывает очень мало, сидят, чуть ли не на одной картошке. Так вот, она каждый день просила сына помочь ей – когда она чистит картошку, что-нибудь почитать ей. «Тогда, — объясняла она сыну, — ручки меньше болят». Сын охотно соглашался. И вот мать идет чистить картошку, а сын садится на маленькую табуреточку и читает. Плохо еще читает и видит слезы у матери: ты чего, мама, плачешь?
— Я вот, сынок, неграмотная, а ты будешь, ученый и много книжек прочитаешь.
— Да, мама. Я буду ученым.
И так три раза в день. И каждый раз спрашивал мать, когда пойдем картошку чистить, когда я буду читать, чтобы у тебя ручки не болели. В пять лет они пошли в областную детскую библиотеку. А сейчас сын стал очень известным историком и работает в Принстоне. Стоит эту историю взять на вооружение…