В доме нет тепла. Кто виноват?

380
Не все шымкентцы заключают договоры на обслуживание домов
Не все шымкентцы заключают договоры на обслуживание домов
Не все шымкентцы заключают договоры на обслуживание домов

В Шымкенте полным ходом идет подготовка к отопительному сезону. Во всяком случае акиматы делают все, что от них зависит, чтобы максимальное количество домов подготовить к приему тепла. Но усилий одних только гор- и районных акиматов недостаточно. Тем более что есть в городе дома, жителям которых откровенно «наплевать» на предстоящую зиму. Видимо, они думают, что лето не кончится никогда.

«ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!»

– не сомневается домком дома №22, что в 16 микрорайоне, Юрий Михайлович Белый. По его словам, в этом году они впервые решили заключить договор с ЖЭУ. В отличие от «разовых» слесарей, сотрудники компании работают пока неплохо. «Проржавевшие стояки меняют, вентили, краны проверяют. Как зимой будет – посмотрим, но, думаю, неплохо», – говорит Юрий Михайлович.

Подготовкой домов в трех микрорайонах – 15-м, 16-м и 17-м – в этом году занимается компания «Теплокомсервис».

«Может, и не стоит об этом, но есть у меня на обслуживании один 60-квартирный дом. Так там платят только две квартиры. Остальные почему-то игнорируют, – сетует руководитель компании «Теплокомсервис» Ауезхан Манкентбаев. – А ведь материалы мы сами покупаем. И ремонт делаем не так, как у них раньше бывало: пришли, посмотрели, смазали и ушли. Где надо – меняем на новое. Если нужно, трубы меняем».

«Проржавевшие стояки меняют, вентили, краны проверяют», – говорит Юрий Михайлович
«Проржавевшие стояки меняют, вентили, краны проверяют», – говорит Юрий Михайлович

К слову, если раньше с каждой квартиры только на ревизию систем отопления собиралось по 500 тенге, то теперь платить жителям предстоит по квитанциям – 4,62 тенге за 1 кв. метр.

«Так, однокомнатные квартиры площадью в 30 кв. метров заплатят 131 тенге, двухкомнатные (44 кв.метра) – 193 тенге, 3-комнатные (52,7 кв. метра) – 244 тенге, 4-комнатные (72 кв. метра) – 331 тенге в месяц. В эту сумму входит и ремонт, и саночистка двора, и опрессовка. Но, к сожалению, не все люди это понимают. Они считают: живем в квартире, а остальное нас не касается. А ведь квартира – это часть целого дома», – вздыхает Ауезхан Манкентбаев.

Тем не менее дома к предстоящему отопительному сезону компания продолжает готовить. А вот вопрос, как собирать долги с недобросовестных жильцов, пока остается открытым.

РАБОТА В УБЫТОК

Начальник участка ТОО ПКСК «Барне» Алдаш Аширбеков говорит, сейчас заниматься сервисным обслуживанием непросто да и невыгодно.

«Понимаете, нас акимат очень поддерживает: организует встречи с жителями, помогает заключать договоры – за это спасибо. Да и дальнейшую работу с неплательщиками проводит, но, увы, сегодня и у нас, и у акиматов есть только один способ работы – уговоры. А что делать, когда уговоры не действуют?» – разводит руками Алдаш Олжабаевич.

По словам начальника участка, компания начинала работу только с домами, заключавшими договоры на полное обслуживание. Но далеко не все люди поняли, что по счетам рано или поздно придется платить. «Из 32 домов, что находятся на моем обслуживании, 25 аккуратно платят за услуги, а семь отказываются. И как с ними работать?! Я уже в этом году сказал так: не хотите платить – я в одностороннем порядке расторгаю договор и ваш дом к предстоящему отопительному сезону не готовлю. Лучше уж я возьму другие дома, чем себе в убыток работать. Но такая ситуация в основном в тех многоэтажках, в которых нет домкомов. Вот там людям все равно», – говорит Алдаш Аширбеков.

«А МНЕ НЕ КАПАЕТ!»

К сожалению, начальник участка не совсем прав. Бывают дома, в которых и домком есть, но людям, что называется, по барабану проблемы их общего имущества. Домком дома №23 в микрорайоне «Север» Любовь Брониславовна Пензина устала бороться с равнодушием своих соседей. По словам женщины, такая ситуация в их доме сложилась после того, как сменился «первоначальный состав жильцов»: «У нас здесь два подъезда. В одном почти все жители старожилы – те, кто вселился в этот дом в 87-м году. А в нашем 6 квартир сдаются квартирантам. Вы не поверите, насколько тяжело работать с владельцами этих квартир. Несколько лет я бегала, что-то даже сама делала. Уж за 15 лет домкомства научилась и перепуск сама делать. Был у нас слесарь года два назад. Добросовестно брал деньги, но ни разу ни одного вентиля не заменил, там подмажет, тут подтянет – и все. А потом зимой мы мерзнем. А ведь деньги так нелегко было собирать… В прошлом году у нас сломался один вентиль. Пришлось самой нести его на реставрацию».

Поломанный вентиль, текущая канализация, дырявая крыша… Людям в этом доме нет никакого дела до собственного жилья. Вернее, в их понимании жилье – это их квартира. А остальное – кому надо, пусть тот и бегает.

«Люди не хотят понимать, что, если завтра наш дом даст осадку, мы все останемся на улице!» – рассказывает Любовь Пензина
«Люди не хотят понимать, что, если завтра наш дом даст осадку, мы все останемся на улице!» – говорит Любовь Пензина

«Они не хотят понимать, что, если завтра наш дом даст осадку, мы все останемся на улице! Когда потекла канализация, я сама за свои деньги поменяла систему, начиная со второго этажа и до колодца. Тогда те, что живут на третьем, четвертом и пятом этажах, мне сказали: «А нам не воняет!». В прошлом году я, живущая на первом этаже, нашла компанию, которая согласилась нам сделать крышу – перекрыть ее профнастилом за 200 тысяч тенге. Это же отличное предложение! Но наши сказали: нет, нам это не надо. В итоге тот подъезд собрал деньги и отремонтировал свою половину. Это же пародия какая-то, если со стороны посмотреть (к сожалению, сфотографировать эту пародию не получилось – пышно разросшаяся зелень закрыла весь вид – авт.). А в этом году я уже сказала: «А мне с дырявой крыши не течет, я на первом живу». Вы не поверите, мы уже второй год не делаем в нашем доме ничего. Мы его не готовим к зиме. Потому что людям плевать на то, как они будут зимовать. Мне-то, в принципе, все равно, у меня есть отапливаемый домик на «Кайнар-Булаке», там и перезимую», – рассказывает Любовь Брониславовна.

Мы сидим с нею на симпатичной кухне. И все бы ничего, если бы не желтые разводы на потолке. «Да вы не смотрите так. Честно говоря, и ремонт делать уже не хочу – руки опустились, – сетует хозяйка квартиры. – У соседей сверху потоп был еще в феврале. С тех пор они ничего не отремонтировали. Знаете, сколько мы с куратором Бахытом ходим, сколько разговариваем с людьми – то они еще не устроились на работу, то уже потеряли… При этом средства на евроремонт квартиры у них есть, а на подготовку дома к зиме – нет!».

ВЫХОД ЕСТЬ!

Так считает специалист отдела по работе с населением Енбекшинского акимата Бахыт Сыдыков: «Я думаю, нужно дать права жилищной инспекции, чтобы они могли применять меры в отношении неплательщиков. Может, привлекать к административной ответственности. Кроме того, почему мы сегодня никак не можем воздействовать на владельцев квартир, сдаваемых в аренду? Они ведь получают прибыль. Так почему не хотят вложиться в ремонт «собственного дела», приносящего ему доход?! Тут, я думаю, можно подключить к работе и налоговые органы, и полицию».

Главный специалист отдела по работе с населением Пернебек Айтжанов, в свою очередь, считает, что пора уже вводить в закон такое понятие, как «домком»: «Чтобы этот человек был защищен государством, имел какие-то льготы. Потому что сейчас они серьезно помогают в работе с населением».

А хороший домком в наше время – большая редкость.

Ирада АБЗАЛОВА

Реклама