Пассажирские перевозки: бизнес на грани разорения?

561
С февраля – момента девальвации, щадяще называемой властями «курсом корректировки тенге», – в Казахстане на 20 процентов выросли цены на ГСМ, запчасти, а цена на проезд осталась прежней
С февраля – момента девальвации, щадяще называемой властями «курсом  корректировки тенге», – в Казахстане на 20 процентов выросли цены на ГСМ, запчасти, а цена на проезд осталась прежней
С февраля – момента девальвации, щадяще называемой властями «курсом корректировки тенге», – в Казахстане на 20 процентов выросли цены на ГСМ, запчасти, а цена на проезд осталась прежней

В Ассоциации «Южавтотранс» руководители транспортных компаний на встрече с журналистами Шымкента рассказали о сложившемся положении дел с пассажирскими перевозками. Поводом для встречи стал рост цен на горюче-смазочные материалы.

СЕБЕ В УБЫТОК?

Жизнь дорожает на глазах. В общем-то, жизнь сама по себе – штука бесценная, но растет стоимость, скажем так, всего сопутствующего ей: продуктов питания, одежды-обуви, лекарств, услуг, в том числе и на проезд в общественном транспорте. Что поражает, ценники меняют молча, без предупреждения. Ну, как тут не вспомнить своего американского коллегу Амброза Бирса, написавшего: «Цена – стоимость плюс разумное вознаграждение за угрызения совести при назначении цены». Вот как раз об угрызениях совести и хотелось бы поговорить с читателями на этот раз.

У автоперевозчиков Шымкента с совестью дела обстоят нормально, коль встречу они начали отнюдь не с заявлений о поднятии тарифа на проезд. «Пока мы хотели бы услышать от властей, от пассажиров, для которых работаем, ответ на вопрос: как нам быть? – сказал председатель Ассоциации «Южавтотранс» Дархан Каюпов. – Как нам быть в условиях роста цен на ГСМ, запасные части для автобусов, шины? С февраля – момента девальвации, щадяще называемой властями «курсом корректировки тенге», – в Казахстане на 20 процентов выросли цены на ГСМ, запчасти, а цена на проезд осталась прежней. При этом территория города, обслуживаемая нами, увеличилась в три раза, достигнув 117 тысяч гектаров. В конце августа – начале сентября цены на ГСМ вновь поползли вверх. Более того, топливо стало трудно приобрести. На сегодняшний день себестоимость поездки одного пассажира в Шымкенте составляет 72 тенге (это при стоимости ГСМ 115 тенге), а оплата по-прежнему осталась 50 тенге. Скажу более, летом этого года, компании, обслуживавшие ранее пригородные маршруты, которые теперь вошли в черту города, идя навстречу просьбам жителей и властей, снизили цену за проезд со 115, 80-75 тенге до 50 тенге и сделали ее единой по Шымкенту. Это шаг доброй воли с нашей стороны. Мы еще раз спрашиваем: как нам быть? Мы же не можем работать в убыток себе».

ПРЕДЛОЖЕНИЯ-ПОЖЕЛАНИЯ

Дархан Каюпов
Дархан Каюпов

Раз есть проблема, должно быть и решение. Просто не надо ее замалчивать, а надо проговаривать, обсуждать, искать решения в ходе трехсторонних переговоров «перевозчиков-власти-пассажиров». Для этого надо встретиться и за «круглым столом» обсудить накопившиеся вопросы, возможно, взаимные претензии. Пока же, по мнению, представителей транспортных компаний, создается впечатление, что городской власти «до лампочки» их проблемы. Конечно, горакимат одержим идеей создания своего муниципального автобусного парка, даже землю под него уже выделили. Но пока это произойдет, когда еще найдется инвестор. У нас новый мусорный полигон десять лет открыть не могут, а тут целый автопарк… А ворох транспортных проблем надо решать оперативно, безотлагательно, сейчас.

Итак, к чему сводятся предложения транспортных компаний?

Первое. Необходимо, чтобы власти определили для автобусов, осуществляющих перевозки пассажиров в Шымкенте (их порядка 800), гарантированный лимит по ГСМ. В среднем каждому автобусу в день надо 80 литров дизтоплива. Сейчас нет бензина на АЗС. Чтобы автобусы заправляли первыми. Для этого, с учетом огромной территории города, определить не две-три заправки внутри областного центра, а как минимум 7-8 АЗС по направлениям выезда-въезда в город. Чтобы автобус не совершал холостого хода.

Второе. Властям города необходимо пересмотреть условия проведения тендеров – не на три года, как это делается у нас, а хотя бы на пять лет. Банки не кредитуют транспортные компании с «короткими» по времени тендерами. А им надо обновлять подвижной состав, развиваться. Как пример, если в 2013 году в Шымкент перевозчики завезли более 200 новых автобусов, то в этом году только 23. У них нет на это «свободных» средств. А больше покупать некому. И еще, надо прекратить создавать «дублирующие» маршруты, когда практически на одном маршруте появляются две, а то и три компании-перевозчика. Это, мягко говоря, нечестно. Наложение должно быть не более 30%.

Третье. Властям области надо разобраться с ситуацией по ГСМ. По имеющимся у Ассоциации «Южавтотранс» данным, только в этом году в ЮКО недопоставили 67 тысяч тонн бензина. Строится трасса «Западная Европа – Западный Китай», на сооружении которой задействовано множество техники, а ГСМ для нее никто специально не предусматривал, и она «съедает» дизельное топливо, которого ранее хватало городу.

Четвертое. На сегодняшний день в Шымкенте не хватает порядка 500 водителей категории «Д», имеющих право перевозить пассажиров. Только в компании «АРТ ЛТД» на приколе стоят 25 автобусов, потому что нет водителей. Их сегодня никто не обучает. Эту проблему возможно решить в рамках одной из госпрограмм, к примеру, с помощью «Занятости-2020».

Геннадий Галиев
Геннадий Галиев

Пятое. Надо разработать рабочий документ «Транспортная схема города Шымкента». Во всех областных центрах республики есть такие схемы, а у нас нет. Согласно Закону РК «Об автомобильном транспорте», местный исполнительный орган обязан разработать план мероприятий по развитию и совершенствованию организации пассажирских перевозок на перспективу. Для начала надо пересмотреть существующую транспортную схему города. Изучить городской пассажиропоток. Вот интересно, почему в Шымкенте основной поток пассажирского транспорта перекинут лишь на отдельные улицы и проспекты – Тауке хана, Республики, Кунаева, Рыскулова, Гагарина, Байтурсынова и так далее, а другие, параллельные им улицы, остаются практически «пустыми»? Недостаточно загружены транспортом улицы Калдаякова, Иляева, Торекулова, Туркестанская, 4-й микрорайон, окраины и так далее. В городах, где власти действительно хотят наладить нормальную жизнь для жителей, проводят встречи, те же публичные слушания и выясняют у народа, где, на каких улицах и какие автобусные маршруты проложить?

Шестое. Надо начать, наконец, строительство автостанции и узловых диспетчерских пунктов с туалетами, разворотными площадками и территориями для автобусов. Сидя за рулем по 5-10 часов, водитель не имеет возможности справить нужду в цивилизованных условиях. А еще надо помыть руки, перекусить, попить чайку.

Властям необходимо продолжить реконструкцию существующих остановочных пунктов общественного транспорта – расширить подъезды к остановкам, как пример – остановки по Темирлановскому шоссе. По возможности устроить обособленные полосы для общественного транспорта (спецтранспорта) по центральным улицам Шымкента – для отделения от остального потока в транспортно-напряженных коридорах.

ЗА СЧЕТ ЧЕГО РЕШАТЬ?

То, что вышеперечисленные предложения из числа решаемых, думаю, ни у кого сомнений не вызывает. И не по таким проблемам договаривались. Напомню наши местные примеры. Прежде всего, это строительство на перекрестках улиц города правых съездов. Одно это позволило в целом решить в городе проблему «пробок». Скоро исполнится год, как в Шымкенте решили проблему остановок «по требованию» пассажиров. Причем это сделали сами перевозчики. Только благодаря этому стало меньше бардака, аварийных ситуаций.
Итак, за счет чего можно было бы решить в Шымкенте хотя бы часть проблем пассажирских перевозок?

Абдусадык Касымов
Абдусадык Касымов

Надо внедрить положение о субсидировании убытков пассажирских перевозчиков. Следующее – внести предложение по обоснованному освобождению регулярных пассажирских перевозок от НДС и КПН (корпоративный подоходный налог). Внедрить обоснованную «Программу по субсидированию лизинга по нулевой ставке автобусов, соответствующих стандартам Евро-4 и Евро-5». Госпошлину на пассажирский транспорт и запасные части для обслуживания городских перевозок из третьих стран установить по нулевой ставке.

Это решаемо? Разумеется, при условии, что госчиновники подумают не только о собственной выгоде.

Ветеран отрасли Геннадий Галиев, директор ТОО «Галиев и К», заметил: «Вот вы, журналисты, как только не ругаете нас. Мол, перевозчики такие-сякие. Сегодня вы узнали о наших проблемах, донесите их до шымкентцев, пусть и они знают, в каких условиях приходится нам работать…»

А исполнительный директор ТОО «БекСервис» Абдусадык Касымов напомнил о том, что впереди зима. Это значит, что хлопот-забот у перевозчиков только прибавится: надо будет покупать зимние шины, решать вопрос с зимним дизельным топливом. Вы удивитесь, но, оказывается, в минувшую зиму в Шымкент не было завезено ни одного литра зимнего топлива! Не было тосола. Вот почему мы по полчаса мерзли на остановках, ожидая насквозь промерзших же автобусов. Водители нанимали людей, которые ночами прогревали двигатели. А это дополнительные расходы.

Повторюсь, проблемы решать надо. Тариф на проезд в других городах Казахстана куда выше нашего. Где уже 90, где-то 80-75 тенге. А расходы одни и те же. Поэтому наши водители потихоньку перебираются в те края, особенно почему-то в Караганду. А мы что, должны стать пешеходами-марафонцами или быть обречены на долгое ожидание автобусов на остановках? А слабо нашим чиновникам отказаться от персональных лимузинов и вместе с народом добираться на работу в общественном транспорте? Известное дело, слабо. Тогда пусть садятся за стол переговоров и решают городские проблемы! Это их прямая обязанность!

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Новости партнеров