Еще раз о качестве учебников

527
Альтернативные учебники дают детям возможность не просто «поглощать» ту или иную информацию, но анализировать ее, заставлять мозг работать
Альтернативные учебники дают детям возможность не просто «поглощать» ту или иную информацию, но анализировать ее, заставлять мозг работать
Альтернативные учебники дают детям возможность не просто «поглощать» ту или иную информацию, но анализировать ее, заставлять мозг работать

Заместитель председателя Мажилиса Парламента РК Дарига Назарбаева заявила, что качество казахстанских учебников хромает на обе ноги: «…учителя порой теряются и не знают, по каким учебникам сегодня лучше всего учить учеников. Опять надо вернуться к нашей старой, хорошо нам известной советской системе, когда был по каждому предмету один учебник и не надо никому голову морочить».

Думаю, многие родители в этом вопросе согласны с Даригой Нурсултановной. Равно как и с вопросом бесполезности альтернативных учебников. Вернее, вредом от того, что нет у нас в школах единых учебных пособий. Стандарт есть, но это не мешает различным издательствам выпускать разные по содержанию учебники – два-три по одному предмету.

Вот только южноказахстанские педагоги с позицией зампреда Мажилиса категорически не согласны.

ЕСТЬ СТАНДАРТ!

В областном управлении образования к заявлению Дариги Нурсултановны отнеслись с недоумением. «Что вы, стандарт никто не отменял. Он существует. Ведь по нему разрабатываются программы, по которым работают учителя, – поясняет главный специалист областного управления образования Гульнур Абилхасова и продолжает: – Просто издательства разные. Они выпускают альтернативные учебники. Но все они соответствуют госпрограмме».

Альтернатива – это хорошо, считают в областном управлении образования. Потому что дети нуждаются в качественных знаниях, но вот незадача – уместить все эти качественные знания в один учебник, как выяснилось, невозможно.

«Я бы не хотела обидеть кого-либо из учителей, но, согласитесь, педагоги в наших школах разные. Один работает, постоянно занимается самообразованием, старается каждый урок сделать запоминающимся и ему мало одного учебника. Он в постоянном поиске. А второму лень. Он пришел, отработал положенные часы и ушел. И дети даже не поняли предмета. Вот для хороших учителей эти альтернативные учебники и разработаны», – продолжает Гульнур Абилхасова.

Разумеется, никто не запрещает педагогам привлекать в качестве дополнительных источников информации различные учебные пособия. Но неужели нельзя разработать единый обязательный учебник, содержащий необходимый для школьника минимум, а уж дополнительные или, если хотите, альтернативные учебные пособия вводить в качестве дополнительной литературы. И использовать их на факультативах или дополнительных занятиях. Как это было в старое доброе советское время, когда на единых учебниках выросло не одно поколение грамотных людей.

ПЕТЕРСОН* ИЗ-ПОД ПОЛЫ

Сами уверения чиновников из управления образования, что наши педагоги вправе использовать на уроках любую дополнительную литературу, на поверку оказались не совсем точными. Так, Петерсон, который весь «напичкан» заданиями на развитие логического мышления (плюс так полюбившиеся педагогам межпредметные связи), в нашей стране, как говорится, «вне закона».

«У нас есть перечень учебников, которые мы можем использовать в своей работе. Это наши казахстанские или совместные учебники, например, российско-казахстанские. Петерсон в этот перечень не входит. Поэтому использовать его нельзя», – говорит Гульнур Абилхасова.

Вот только педагогов этот запрет не останавливает, потому-то родители учеников 1-4 классов вынуждены покупать по две-три тетради этого учебного пособия. А они нынче не дешевы.

КАК В СССР, НИЗЗЯ!

Качество знаний ребят, обучавшихся по системе альтернативных учебников, ни в чем не уступает, а иногда даже выше в сравнении с теми, кто обучался по советским книгам, уверены в управлении образования.

«У нас сейчас столько талантливых ребят! Они и дипломы, и призовые места не только на республиканских, но и международных интеллектуальных олимпиадах получают, защищают свои научные труды, а это дорогого стоит. Не думаю, что если бы они обучались по тем самым книгам старого образца, у нас были бы такие результаты», – продолжает Гульнур Айтбековна.

Ей вторит методист одного из районных отделов образования: «Не хочу называть свою фамилию, есть у меня на то свои причины, но мы не можем отказаться от альтернативных учебников. Иначе это будет застой. Мы никуда не продвинемся. Будем топтаться на одном месте. И кого мы вырастим?!»

По мнению все того же методиста-анонима, альтернативные учебники дают детям возможность не просто «поглощать» ту или иную информацию, но анализировать ее, заставлять мозг работать. Правда, по мнению педагогов, не все альтернативные учебники хороши: «Например, возьмите учебники издательства «Ата-мура». Они рассчитаны на подготовленных детей. Для первоклашек, обучающихся в сельской местности, они совсем не подходят. Ведь дети в школу приходят совсем неподготовленные. Это в городе малыши продвинутые, после детского сада. А в селах мы детские сады только начали открывать. Забраковали мы и учебник математики автора Абылкасымова. К этому учебнику много претензий с первого его издания. В нем было очень много ошибок. Мы писали в министерство, доказывали, объясняли, приводили свои доводы, но, видимо, был у кого-то свой интерес выпускать именно этот учебник. Потому он и существовал так долго. Учебник Шыныбекова в разы грамотнее и сильнее. Поэтому сейчас мы заказываем только его».

ПРОБЛЕМА НЕ В СТАНДАРТЕ

13 октября, в ходе парламентского часа, министр образования и науки Аслан Саринжипов, выступая перед парламентариями, обвинил местные отделы и управления образования в несовершенной системе планирования заказа на учебники. Это-де и есть одна из основных причин нехватки учебников в школах: «При планировании количества учебников не учитываются изменение контингента учащихся, прирост населения, что объясняется слабым взаимодействием управлений образования с миграционными и демографическими службами».

Но южноказахстанские чиновники от образования с такого рода претензиями категорически не согласны. «Нам не дают формировать заказ с учетом прироста. Более того, суммы заказов значительно урезаются. К примеру, у нас есть комплект для первоклассников из расчета три первых класса. Но в нашей области, сами знаете, демографический рост, и на следующий год приходят уже пять первых классов. В итоге, если взять все параллели, получается, что нам требуется 200 миллионов на приобретение учебников, а выделяют 130. Или возьмите нулевые классы. Ведь главное – это основа основ, которая закладывается в детском саду либо в нулевых классах. А учебников для них нет. Нам не выделяют средства. И все наши обоснования оказываются не нужными никому», – говорит моя собеседница, пожелавшая сохранить анонимность.

НЕ ЭПИЛОГ

Пообщалась я с представителями управления образования, методистами, и как-то тоскливо стало. Ведь все они в свое время получали образование по единым учебникам. Им не приходилось бегать по магазинам и рынкам в поисках альтернативных учебников. И выросли вроде неплохими и грамотными, иначе как оказались бы в кабинетах управления. Так почему же так не хотят они возврата к единому учебнику?

Думаю, тема эта требует дополнительного обсуждения, поэтому мы приглашаем высказаться всех желающих – родителей, учителей-практиков, преподавателей вузов и института повышения квалификации учителей.

Саида ТУРСУМЕТОВА

* «Петерсон» – так в школах называют учебники по математике для начальных классов, разработанные российским педагогом-методистом, доктором педагогических наук, почетным работником высшего профессионального образования РФ, академиком Людмилой Петерсон.

Новости партнеров