Куда катится пассажирский транспорт Шымкента?

474
Куатжан Жуматаев: «Если перевозчики покажут свою прозрачность, мы сможем точно судить о рентабельности того или иного маршрута и будем его субсидировать...»
Куатжан Жуматаев: «Если перевозчики покажут свою прозрачность, мы сможем точно судить о рентабельности того или иного маршрута и будем его субсидировать…»

Приятное событие для транспортной компании «Санжар-Моторс» произошло 26 декабря 2014 года. Аким Южно-Казахстанской области Аскар Мырзахметов наградил сотрудников почетной грамотой и ценным призом за отличную работу. Это был приятный подарок накануне нового года. А буквально через несколько дней отдел транспорта и автомобильных дорог города Шымкента подал иск на расторжение договора на маршрут №78, который обслуживала компания «Санжар-Моторс». Причина – нарушение некоторых условий договора! Вопрос: почему компанию, которая работала с нарушениями, торжественно поздравил с отличной работой аким области? Или его дезинформировали? И это далеко не все странности, которые сейчас происходят в сфере транспортной системы.

КОНКУРС! КОНКУРС! КОНКУРС!

На днях в городском отделе транспорта прошла конференция по вопросам проведения конкурса на право обслуживания маршрутов городских автомобильных перевозок пассажиров и багажа. На конкурс выставляются маршруты: №№ 19, 60, 74, 74-а, 76, 135.

Сразу заметим, что конференция, на которой присутствовали представители транспортных компаний, вместо обсуждения самого конкурса резко развернулась в сторону обсуждения проблем, связанных с пассажирским транспортом. Руководители транспортных компаний, чьи маршруты выставили на участие в конкурсе, были, мягко говоря, удивлены. Такого поворота событий они никак не ожидали.

Не меньшее удивление вызвали и изменения условий конкурса – выяснилось, что в тендере могут принять участие компании, у которых имеется 120 единиц транспорта вместимостью не менее 70 пассажиров. Однако ни у одной компании, обслуживающей эти маршруты, такого количества автобусов нет. Разъяснить сложившуюся ситуацию мы попросили начальника отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкента Куатжана Жуматаева.

– Куатжан Жуматаевич, почему в лоте на пять маршрутов по условиям конкурса необходимы 120 автобусов вместимостью 70 пассажиров?

– У нас много жалоб от жителей города. Вы знаете, что в вечерние и утренние часы очень сложно добираться. Мы все жалобы рассмотрели, все просчитали по загруженности, поэтому и было принято такое решение.

– И уже есть претенденты, соответствующие этим требованиям?

– Пока нет.

– А если конкурсантов так и не будет, что произойдет дальше?

– Конкурсная комиссия разделит один пакет на два. Такое в нашей практике уже было.

Кстати, тот же вопрос Куатжану Жуматаеву задавали на конференции и представители транспортных компаний. Руководитель отдела транспорта ответил, что компании могут объединиться и принять участие в конкурсе. Но транспортники тут же парировали, что по закону корпорации не имеют права принимать участие в конкурсе. Вообще конференция проходила очень «жарко». Споров было много. И спорить было о чем.

МОЖЕТ БЫТЬ, А МОЖЕТ И НЕ БЫТЬ

Мы уже писали о том, что городской акимат, палата предпринимателей ЮКО и ОЮЛ «Ассоциация «Южавтотранс» сегодня занимаются разработкой программы развития транспортной сферы. Такой программы в Шымкенте (третьем по значимости городе в Казахстане) до сих пор нет. А город, между тем, все больше разрастается. В прошлом году в октябре состоялось заседание комитета развития сферы услуг регионального совета палаты предпринимателей ЮКО, на котором в числе прочего обсуждалась и пролонгация договоров, заключенных в 2013 году с 3 до 5 лет между компаниями-перевозчиками и акиматом Шымкента. На этом заседании руководитель отдела транспорта отметил, что при соблюдении условий договора (в том числе обновление автопарка – авт.) его срок может быть продлен еще на пять лет. Эти слова прописаны в протоколе и подкреплены подписью Жуматаева.

И вот это «может быть» и стало камнем преткновения на прошедшей конкурсной конференции. Возмущения, например, компании «АвтоАрт ЛТД», обслуживающей 74-й маршрут, понятны. Следуя правилам договора, компания обновила автопарк. В 2013 году приобрела пять автобусов, в декабре прошлого года из Китая пригнали 10 автобусов, каждый из которых обошелся в 65 тысяч долларов. В этом году компания запланировала приобретение еще 10 единиц. Теперь же маршрут №74 выставили на конкурс. Между тем на компании «висят» большие кредиты, которые они брали на покупку новых автобусов. Аналогичная ситуация и с маршрутом №135. Как теперь компании-перевозчику расплачиваться по кредитам, если согласно условиям конкурса они не могут принимать в нем участия?

Но руководитель городского отдела транспорта Куатжан Жуматаев стоял на своем: «Там (в протоколе – авт.) говорится, что мы «можем» продлить договор, а «не обязаны»!». Куатжан Жуматаев также указал и на ряд нарушений договора со стороны некоторых компаний-перевозчиков.

Сегодня в экономическом суде находятся иски на 9 компаний и как раз из-за нарушения условий договора. Но на собрании, которое проходило на второй день после конференции, представители компаний говорили о том, что проверки проводились с нарушением и без участия представителей ассоциации. «Мы ничего против проверок не имеем, – сказал исполняющий обязанности директора ОЮЛ «Ассоциации «Южавтотранс» Жумабай Мусабекови, – мы пойдем навстречу. Но не надо проводить их в одностороннем порядке!»

И тут мы не можем не отметить еще одну странность. По поводу нарушений. Дело в том, что летом этого года наша газета поднимала проблему качества пассажирских перевозок в статье «Страшно, но ехать надо!» от 16 июля 2014 года. Тогда мы задали вопрос заведующему сектором автомобильных дорог Наурызу Сугралиеву о том, почему не проверяют транспортные компании на качество предоставляемых услуг. На что получили четкий ответ, цитируем: «Дело в том, что с 2011 года поменялся закон, и мы теперь не имеем права на проверки. К тому же еще объявлен мораторий на проверку малого и среднего бизнеса».

То есть тогда причину своего бездействия сотрудники отдела транспорта объяснили действием моратория. И если следовать этой логике, то о каких выявленных нарушениях и расторжении договора теперь может идти речь, если мораторий действовал вплоть до 1 января 2015 года?

Заметим, что несмотря на то, что договоры с компаниями расторгнуты, автобусы по-прежнему выходят на маршруты и продолжают перевозить людей. И вот очередная странность. Как отметил Жумабай Мусабеков, по закону после расторжения договора компания в течение трех дней должна прекратить работу. Но кто тогда займет их место? Или людям придется следовать лозунгу «Движение – это жизнь!» и пёхом добираться до места назначения. Хорошо, если недалеко…

Компании-перевозчики, с которыми расторгнуты соглашения, подали в суд. Об этом нам сообщил директор ТОО «Галиев и К». Так что эта история еще не получила своего логического завершения. И еще, на собрании, которое прошло после конкурсной конференции в ОЮЛ «Ассоциации «Южавтотранс», представители компаний через нашу газету попросили задать вопрос акиму города Дархану Сатыбалды: «Почему расторгаются договоры именно с теми компаниями, у которых имеется своя база и обновлен транспорт?»

О СУБСИДИЯХ, БИЛЕТАХ И МУНИЦИПАЛЬНОМ АВТОПАРКЕ

Но вернемся к нашему разговору с руководителем городского отдела транспорта Куатжаном Жуматаевым. Помимо конкурса нас интересовали и другие проблемы, связанные с пассажирским транспортом.

– Предусмотрены ли субсидии для компаний-перевозчиков?

– Да, по закону субсидии предусмотрены. И мы согласны субсидировать, если компании-перевозчики покажут прозрачность своих доходов. Для чего нужны билеты? Это документ, по которому считается доход. По правилам перевозчик обязан обилечивать пассажиров. Я уже не один раз озвучивал просьбу к компаниям показывать и не скрывать свои доходы. Если перевозчики покажут свою прозрачность, мы сможем точно судить о рентабельности того или иного маршрута и будем его субсидировать. Но на сегодняшний день я официально заявляю, что ни одна компания нам не предоставляла письменных заявлений с жалобами на нерентабельность маршрутов или с просьбами о помощи в приобретении автобусов. Почему? Потому что они скрывают свои доходы.

– Уже не один раз поднимался вопрос о создании муниципального автопарка, но сдвигов в этом направлении так и нет. Почему?

– Мы делали все соответствующие расчеты, сделали экономическое обоснование, хотели открыть ТОО и даже название придумали. Но в самый последний момент Антимонопольный комитет не дал нам разрешения, объясняя это тем, что пассажирский транспорт – это рыночная сфера и муниципальным не должен быть.

Вот и еще одна странность. Почему в Астане и Алматы открывают муниципальные автопарки, а у нас это невозможно? К слову, в Алматы недавно открыли уже второй муниципальный автопарк. А Шымкент, по-видимому, живет по своим непонятным законам.

В общем, «призрачно все в этом мире бушующем»! И наболевшие проблемы, судя по всему, не решатся до тех пор, пока городской отдел транспорта и компании-перевозчики не придут к четкому пониманию друг друга, не найдут общих точек соприкосновения и не подкрепят все обязанности сторон, вплоть до каждой буквы, юридически.

И тогда «может быть, а может и не быть» не выльется в головную боль и огромные проблемы.

А самое главное – не будут страдать пассажиры, которые имеют право на культурное обслуживание и безопасный проезд. Ведь именно за это они и платят свои деньги.

Татьяна БУРДЕЛЬ

Реклама