Чем кормят наших детей в школах, вопрос не праздный. В нашем многодетном регионе школьники есть почти в каждой семье, только в Шымкенте 147777 учеников. Минимум полдня они проводят на занятиях. Что ребенок съест в школьной столовой, меня как маму волнует очень и очень. Тем более что выяснилось: проверок санэпидстанции, как это было когда-то, теперь нет и в помине.
ВМЕСТО ЗАКЛАДКИ – КОЛБАСКА
Еду в автобусе с работы. Напротив меня сидят женщина с девочкой лет восьми. Видно, что возвращаются из школы домой. Девчушка крутится как егоза, и, чтобы хоть как-то ее успокоить, мама начала ее расспрашивать о школе: что сегодня было интересного? Что проходили? И, конечно же, что она сегодня ела в школе. И вот на последний вопрос девчушка начала отвечать в первую очередь, причем поубавив звук голоса, как будто боясь, что выдает чью-то тайну: «Мааам, я сегодня купила самсу, а там внутри была кровь!» Глаза ребенка горели, детская фантазия, видимо, тут же сработала и начала рисовать картинки: «А из кого самса, а?»
Мама испуганно: «Что ты сделала с ней? Надеюсь, не стала есть?!» Девочка засмеялась: «Нет, конечно! Я же не знаю, из кого она сделана!»
И это, на первый взгляд, шуточное «из кого» заставило меня задуматься над тем, а что едят наши дети в школе. Как и кем контролируется их питание?
И вполне естественно, что, придя домой, я сразу спросила у дочери: «Что ты сегодня ела в школе? Тебе нравится, как кормят в вашей столовой? Все ли вкусно? Что ты чаще всего покупаешь на обед?»
Передо мной как мамой с восемнадцатилетним стажем давно уже не стоит вопрос, давать ребенку деньги в школу на питание или нет. Дело в том, что когда мой старшенький только надел свой первый ранец на плечи и отправился в школу за знаниями, я как «дотошная мамаша» сразу подвергла ревизии школьную столовую. Увиденное и попробованное меня не впечатлило, и я решила, что ребенка буду плотно кормить дома, а с собой на перекус давать бутерброды. Но мой план, как его теперь называют – «план мистера Фикса», не сработал. Все с любовью и заботой приготовленные бутерброды регулярно размазывались по учебникам и тетрадкам. И все мои лекции сыну об аккуратности и о том, что все это необходимо съедать, а не закидывать обратно в рюкзак, не привели к результатам.
Точку в этом поставила копченая колбаска, которую я обнаружила… между страницами учебника. Я пришла к выводу, что давать деньги на питание будет целесообразнее, экономнее и полезнее для здоровья. В этом случае я была точно уверена, что мой непоседливый ребенок обязательно поест. Так как их всем классом в столовую водила учительница и строго за этим следила.
КСТАТИ
29 января 2014 года вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственных закупок». Согласно закону, в статью 8 Закона РК «Об образовании» внесены дополнения, связанные с изменением компетенций в части выбора поставщика услуг по организации питания обучающихся в организациях среднего образования. Министерством для выполнения закона разработаны правила выбора поставщиков услуг по организации питания, обучающихся в организациях среднего образования. Правила утверждены постановлением №172 правительства РК 3 марта 2014 года и введены в действие с 1 июня 2014 года. То есть работать по ним надо было, как минимум, с 1 сентября 2014 года.
А вот вкусно или не очень кормят в наших школьных столовых – это уже другой вопрос. Проведя опрос своих подруг, чьи дети питаются в школьных столовых, выяснила, что не везде кормят одинаково.
ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ
В свое время школьные столовые были переданы в частные руки. И кто будет кормить наших с вами детей, теперь решает конкурс. До недавнего времени определяющим фактором при выборе на тендере поставщика услуг по организации питания была «цена вопроса». С этого года произошли изменения. Совсем недавно во время пресс-конференции акима города Дархана Сатыбалды наша газета поинтересовалась, кто сегодня следит за качеством питания в школах и на каких условиях теперь будет проходить конкурс.
В прошлом году внесены изменения в республиканские правила обеспечения школьников горячим питанием. Если раньше основным критерием отбора потенциальных поставщиков, которые будут оказывать эти услуги, была цена – кто ниже предложит, тот и выигрывает, – то сейчас критерии изменились. На конкурсе будут учитываться материальная база, техника и оборудование, и квалификация поваров. Соответственно, выиграет тот, чьи условия будут лучше. Пока на первые два месяца мы пролонгировали прошлогодние договора, после чего конкурс пройдет уже по новым правилам. В бюджет на питание заложено около 385 миллионов тенге. Если в прошлом году мы на школьное питание одного учащегося утвердили 147 тенге, то в этом году через маслихат и по согласованию с областью мы увеличили сумму до 218 тенге. Эта цена согласовывалась в свою очередь со статистикой, санитарно-эпидемиологическими станциями и антимонопольным комитетом. На сегодняшний день у нас 7021 малообеспеченная семья. 898 детей обеспечиваются питанием по программе «Тубвираж». И эта сумма рассчитана на обеспечение горячим питанием именно этой категории детей.
Под категорию малообеспеченных семей подпадают семьи, чей доход не превышает прожиточный минимум. В соответствии с Законом «Об образовании в РК» (статья 48, пункт 6) в организациях образования создаются условия для организации питания обучающихся. Контроль за качеством питания возлагается на органы здравоохранения. Во всех школах созданы бракеражные комиссии, которые ведут контроль за качеством приготовляемых блюд. Медицинские работники школы ежедневно должны снимать бракераж* с готовой продукции.
Других проверок, как я поняла, не будет. В прошлом году в Казахстане был объявлен мораторий на проверку малого и среднего бизнеса, а в школах работают частники, потому их освободили от проверок. А значит, кормили наших детей, образно говоря, под честное слово. Мораторий закончился, но по новым правилам школьные столовые опять не попадают под контроль государства.
Я не преувеличу, если скажу, что все родители хотят быть уверенными, что их детей кормят качественной и полезной едой. А получается, что мы должны полагаться на совесть поваров и школьных медработников. Интересно, как медсестра может проверить качество пищи? В лаборатории кабинета химии?
Покупая продукты домой, я четко слежу за тем, что я покупаю: от качества до срока годности. А кто мне даст гарантию того, что в школьной столовой все так же, как у меня на кухне, четко отработано. Здесь замечу, что школьная столовая – это место общественного питания. Я не хочу обвинять наших поваров в недобросовестности. Слава богу, прецедентов с массовыми отравлениями в школьных столовых Шымкента пока не было. Как, например, в Костанайской области, где в начале этого учебного года более 50 человек обратились в больницу с жалобами на плохое самочувствие после обеда в школьной столовой. И это не единичный случай. В том же месяце в Семее отравились восемь детей, отобедав в школе. Контроль в любом случае нужен, потому как и на старуху бывает проруха.
Помните самсу с кровью, с которой мы начали этот разговор? Родители не должны оставаться равнодушными. Если закрались подозрения, скажите об этом классному руководителю или директору школы. Еще есть школьный родительский комитет, где можно и нужно обсуждать подобные вопросы. В конце концов, это касается здоровья наших с вами детей.
Татьяна БУРДЕЛЬ
*Бракераж – проверка соответствия качества товара стандартам или условиям договора о поставке.
А КАК У НИХ
В большинстве современных стран мира с развитым государственным социальным обеспечением, таких как Швеция, Дания, Германия, Финляндия, государственные дотации могут составлять до 80% стоимости школьного рациона.
В Великобритании около половины школьников получают горячее питание на платной и дотационной основе. Значительную роль при этом сыграли инициатива ресторатора Джеймса Оливера по здоровому школьному питанию при участии правительства и треста школьного питания, деятельность которого контролируется широкой общественностью.
Школьное питание США реализуется в рамках следующих программ: Национальная программа школьных обедов, Программа школьных завтраков, Специальная молочная программа для детей, Программа услуг по питанию детей и взрослых, Программа летних услуг по питанию. В настоящее время почти половина школьников (27 млн.) в рамках федеральной программы «Школьный ланч» ежедневно получает бесплатный обед. Каждый десятый школьник (около 8 млн.) получает бесплатный завтрак по федеральной программе «Школьный завтрак», а молоко является обязательным компонентом питания школьников. Эти две программы реализуются в 99800 государственных и частных (некоммерческих) школах Америки.