Сэкономишь на техосмотре — разоришься на штрафе

2696
Если во время техосмотра у автомобиля обнаружена неисправность, владельцу машины дают срок – 10 дней на устранение проблем
Если во время техосмотра у автомобиля обнаружена неисправность, владельцу машины дают срок – 10 дней на устранение проблем
Если во время техосмотра у автомобиля обнаружена неисправность, владельцу машины дают срок – 10 дней на устранение проблем

Из всех автомобилей, колесящих по казахстанским дорогам, официально прошли техосмотр всего 30%. Остальные ездят с незаконно полученными талонами о прохождении ТО. Такую информацию сообщили представители Минтранскома РК. Разница в деньгах между официальным и «левым» техосмотром составляет от 500 до тысячи тенге. Но стоит ли экономить на ТО?

ОБЫЧНАЯ ИСТОРИЯ

Ануарбеку часто приходится колесить по разным городам Казахстана. Мужчина водит машину не первый десяток лет. К документам относится аккуратно. И всегда проходил техосмотр на одной станции. Но в прошлом году ему предложили проверить машину в другом месте. «Меня уверяли, что все данные будут занесены в базу. Сказали, что у них все те же процедуры, что и везде. Правда, стоимость ниже на тысячу тенге. Я согласился. Тогда такая странная дешевизна меня не насторожила», – вспоминает Ануарбек.

О решении пройти ТО подешевле он пожалел в Алматы, когда его машину остановили дорожные полицейские.

«Полицейский попросил предъявить документы. Я их передал ему – и вот тут началось. Жолполовец пробил мой номер по базе, и выяснилось, что мой техосмотр «левый». Машину отогнали на штраф-стоянку. В общем, левый техосмотр в конечном итоге мне вылился в 50000 тенге штрафа. Больше я в тот пункт ТО ни ногой», – завершил свой рассказ Ануарбек.

ГЛАВНОЕ – ОФИЦИАЛЬНО

Чтобы не оказаться в ситуации Ануарбека, можно прямо в пункте проверить – прошла ваша машина ТО или нет. Для этого достаточно выйти со своего смартфона в единую информационную базу портала eisto.kz. И, пройдя по вкладке «Техосмотр», ввести данные своего авто. Ничего не вышло? Можете потребовать свои деньги обратно.

Как вариант – зарегистрироваться на портале и настроить SMS-услугу. Сервис «SMS-техосмотр» позволит получить информацию о статусе техосмотра авто в ответ на SMS-запрос с данными государственного номерного знака на короткий номер сервиса 3232.

«К нам как-то приезжал парень. Он на мобильном сразу открыл и еще не успел выехать, как увидел, что его машина прошла техосмотр. Честно говоря, не помню, что именно он там вводил, главное, что он сразу убедился, что деньги уплачены не зря и информация о его авто в единой базе данных», – рассказал эксперт одного из шымкентских пунктов ТО Абжаппар Байболов.

По информации сотрудников Комитета транспорта, с 1 февраля 2015 года ЕИС ТО доработали, и теперь данные о техсостоянии машин отправляются в нее автоматически прямо с датчиков, установленных в центрах технического осмотра. Кроме того, в этом году изменятся правила проверки бизнесменов, оказывающих услуги по ТО, и транспортные контролеры получат возможность более тщательно следить за деятельностью ЦТО, своевременно реагируя на нарушения.

Попавшихся впервые нарушителей будут предупреждать, а в следующий раз сразу же исключат из реестра.

ПРОВЕРИТЬ ВСЕ

Узнав о причине моего визита на ТО, Абжаппар Байболов с ходу выдает: «Сложно работать стало. Раньше ведь было несколько официальных пунктов, которые работали при дорожной полиции. А сейчас… вы посмотрите, только от ГАИ до нас – на каждом углу объявления «Техосмотр». А стационарных пунктов практически нет. Как они могут проверить машину?!»

Чтобы пройти ТО, водитель должен в пункте ТО предъявить автомобиль и следующие документы:

1) свидетельство о государственной регистрации транспортного средства;
2) документы, подтверждающие уплату физическими лицами налога на транспортные средства за текущий календарный год в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Казахстан, или подтверждающие право на освобождение от его уплаты.

Чтобы получить диагностическую карту в пункте ТО, машине предстоит пройти несколько проверок.

«Первая – это визуальный осмотр. Мы проверяем внешне – целостность лобового стекла и фар, проверяем, работают ли фары. Затем проверяем процентность тонировки, а она на лобовом и двух передних стеклах должна быть нулевая…» – начал было мой собеседник, как я его прерываю: «Видела в городе машины, у которых лобовое – как зеркало. Или переливается всеми цветами радуги. Как же они ездят? Ведь нарушают?».

«Это, как правило, ведомственные машины», – следует ответ.

«Странно, а если это обычные машины? Частные, а не ведомственные?» – продолжаю я.

«Значит, блатные. Но к нам такие не заезжают. Знают, что ТО не пройдут», – отвечает Абжаппар Байболов.

Проверяется и соответствие шин. Так, на зимней резине протектор должен быть не менее 4 мм.

«Обязательно проверяем наличие аптечки, огнетушителя, работу ремней безопасности, состояние спидометра, состояние и функционирование креплений узлов и агрегатов шасси, содержание вредных веществ в выхлопных газах, состояние подвески, работу рулевого управления и, конечно, тормоза», – рассказывает Абжаппар Байболов.

НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

При проверке автомобиля на таких пунктах важно учитывать все – вплоть до того, есть ли у вас на лобовом стекле трещины. Оказывается, не с каждой трещиной можно пройти ТО. Даже с такой небольшой, казалось бы, проблемой, как ненадежная фиксация в замке ремня безопасности.

«Существуют определенные требования к конструкции автомобиля. Думаю, лучше их перечислить, чтобы ваши читатели, отправляясь на техосмотр, заблаговременно проверили все мелочи.

Итак, требования к прочим элементам конструкции автомобиля:

1. Частота перемещения щетки стеклоочистителя по мокрому стеклу в режиме максимальной скорости должна быть не менее 35 двойных ходов в минуту.

2. Не допускается установка на одну ось легкового автомобиля шин различных размеров, конструкций, моделей с различными рисунками протектора, ошипованных и неошипованных.

3. Наличие трещин на ветровых стеклах автотранспортных средств в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, не допускается.

4. При наличии жалюзи и штор на задних стеклах легковых автомобилей необходимо иметь наружные зеркала с обеих сторон.

5. Медицинская аптечка должна быть укомплектована пригодными для использования препаратами.

6. Ремни безопасности должны подлежать замене при наличии следующих дефектов:
— надрывы на лямке;
— замок не фиксирует «язык» лямки или не выбрасывает его после нажатия кнопки.

7. Светопропускание стекол должно быть в любом случае не ниже 75% для ветровых стекол автотранспорта и 70% для прочих стекол (ГОСТ 5727-88).

Требования к внешним световым приборам
1. Не допускается наличие внутри оптических элементов предметов, не предусмотренных конструкцией (жидкостей).

2. На автотранспортном средстве должны быть установлены основные фары одной системы светораспределения.

3. Противотуманные фары должны включаться при включенных габаритных огнях.

4. Указатели поворотов и боковые повторители указателей должны работать в проблесковом режиме со следующими параметрами:
— частота следования проблесков должна находиться в пределах 90 + (–) 30 проблесков в минуту;
— время от момента включения указателей поворотов до появления первого проблеска не должно превышать 1,2 с».

Цена вопроса: «Посмотреть стоимость прохождения техосмотра вы можете в единой информационной системе. Так, на категорию «А» (мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства) – 1 тенге, на категории «В» (автомобили, полная масса которых не превышает 3500 кг и предусмотрено число пассажиров не более 8) и «С» (грузовые автомобили, полная масса которых превышает 3500 кг) – 2500 тенге, категорию «D» (автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми мест для сидения, кроме места водителя) – 3000 тенге, категорию «Е» (составы транспортных средств с тягачом, другими словами грузовые автомобили с прицепом) – 1400 тенге».

А ЕСЛИ НЕИСПРАВНОСТЬ?

Если во время техосмотра у автомобиля обнаружена неисправность, владельцу машины дают срок – 10 дней на устранение проблем: «Мы выдаем ему чек. И если по истечении 10 дней он все исправит и приедет к нам, мы еще раз проверим и только после этого выдадим ему диагностическую карту сроком на 1 год. В ней указывается вся информация об автомобиле, дате и даже времени его прохождения, фотография авто. Если же человек спустя 10 дней не приезжает, деньги, которые он уплатил, остаются у нас. Но автомобиль не считается прошедшим техосмотр. И ему придется приехать еще раз», – рассказал Абжаппар Байболов.

КОГДА?

Обязательный технический осмотр автомобилей проводится в центрах технического осмотра со следующей периодичностью:

1) каждые 12 месяцев – возраст которых более 7 лет, включая год выпуска;
2) каждые 24 месяца – возраст которых от 3 до 7 лет, включая год выпуска;
3) каждые 36 месяцев – возраст которых до 3 лет, включая год выпуска.

Автобусы, микроавтобусы и такси, а также грузовые автомобили, оборудованные для перевозки людей, проходят обязательный технический осмотр каждые 6 месяцев, независимо от форм собственности и года выпуска.

Хочется верить, что пункты ТО, оказывающие «левые услуги», наконец-то будут закрыты. Особенно те, которые дают добро на езду по нашим дорогам автобусам, оставляющим после себя черный едкий шлейф гари. И плетешься за таким, как ежик в тумане, и думаешь: скорее бы уже свернуть.

Саида ТУРСУМЕТОВА

Реклама