Хоть раз в жизни каждый из нас испытывал разочарование, вернувшись домой с покупками из супермаркета, магазинчика возле дома по соседству или с рынка. Со мной такое случалось, и неоднократно…
Например, буквально на днях я купила в одном известном большом супермаркете молочный продукт – плавленый сыр. Умудренная жизненным опытом, я сразу же посмотрела на срок его хранения. Все было в порядке: до даты его «упокоения» оставалось еще достаточно времени. Довольная приобретением, отправилась к машине. И, не сдержав своего любопытства, в салоне авто открыла баночку с яркой призывной этикеткой. То, что я там увидела, повергло меня в ужас. Вместо плавленого сыра с молочным запахом на меня «смотрели» споры плесени, источающие зловоние.
Естественно, сразу рванула, именно рванула назад в магазин, брезгливо неся перед собой на ладони это НЕЧТО. И хорошо, что я проверила все, так сказать, почти не отходя от кассы. Потому что если бы я обнаружила, что продукт испорчен, уже дома, то поленилась бы возвращаться, а просто выбросила его. И так поступают многие. Получается, что нечистоплотные продавцы не только травят нас, но еще и хорошо зарабатывают на этом. А мы им потакаем.
ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СВОИМИ ПРАВАМИ
Между тем существуют законы и правила, о которых вы как потребители знать обязаны. И о них нам расскажет Марат Тулебаев – главный специалист отдела по защите прав потребителей департамента защиты прав потребителей ЮКО.
– Что должен предпринять покупатель, в случае если приобретенный товар не соответствует заявленному качеству?
– Да, действительно, в розничной торговле, к сожалению, встречаются случаи продажи некачественных и бракованных товаров. И, конечно, покупателей это не может не возмущать. К нам чаще обращаются с жалобами на неисправленную бытовую и электронную технику. В частности, сотовые телефоны, айфоны, планшеты и так далее. Вопреки Закону РК «О защите прав потребителей» в пределах гарантийного срока (срока годности) не обеспечивается обмен гражданам неисправных и некачественных товаров или возврат денег за такие товары либо должное гарантийное обслуживание (ремонт). Поэтому потребители должны помнить, что при покупке товара (услуги, работы) необходимо требовать документ, подтверждающий факт покупки товара (контрольный, товарный чек либо квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону или надлежащим образом оформленный технический паспорт, иной документ, содержащий сведения о наименовании, стоимости товара, услуги, работы, дате приобретения, продавце, изготовителе). При необходимости вернуть некачественный товар такой документ обязательно понадобится. В случае, если товарный чек был утерян или по каким-либо причинам не выдан, то обмен или возврат товара по закону также может быть произведен, но человеку придется найти свидетелей своей неудачной покупки именно у данного продавца (изготовителя).
– Как часто покупатели на самом деле пользуются своими правами?
– Недавно наши специалисты провели опрос среди населения. Был задан вопрос: «Как вы защитили свои права потребителя?», на который лишь четверо (3,1 % из числа опрошенных) ответили, что решили данный вопрос в суде, 24 человека (17,7 % из числа опрошенных) – в досудебном порядке, 58 (44,6 %) – обратились в иные государственные органы, 44 (33,77 %) никаких действий не предприняли. То есть мы видим, что люди не очень активно защищают свои права.
– Какими конкретно вопросами занимается ваш департамент и куда еще могут обратиться обманутые люди?
– В наш департамент вы можете обратиться с вопросами, касающимися санитарно-эпидемиологического контроля в сети общественного питания, розничной торговли, жилищно-коммунального хозяйства и строительства, бытовых услуг, медицинских и фармацевтических услуг, туристических услуг, финансовых услуг, услуг связи и информатизации, образовательных услуг, услуг по перевозке пассажиров.
Во многих из указанных отраслей действуют органы государственного контроля и надзора (антимонопольная служба, ГАСК, госмедфармконтроль, Национальный банк, инспекция связи и информатизации, госконтроль в сфере образования). К сожалению, без должного государственного надзора остаются сферы розничной торговли непродовольственными товарами, бытовых услуг. Благо, есть множество неправительственных потребительских организаций, которые в течение многих лет занимаются вопросами защиты прав потребителей, имея в этом деле солидный опыт. Со многими из них наш департамент заключил меморандумы о сотрудничестве. Нам хотелось бы обратиться через вашу газету ко всем нашим жителям, чтобы они не были пассивными и защищали свои права.
– Спасибо за разъяснения.
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ
Телефоны «горячих линий» департамента защиты прав потребителей Южно-Казахстанской области и его городских подразделений:
Управление защиты прав потребителей Абайского района Шымкента – 40-74-01.
Управление защиты прав потребителей Аль-Фарабийского района Шымкента – 35-93-64.
Управление защиты прав потребителей Енбекшинского района Шымкента – 53-51-07.
Департамент защиты прав потребителей Южно-Казахстанской области – 21-02-97.
Адреса и телефоны общественных объединений по защите прав потребителей в Шымкенте:
ЮКО ОО ЗПП: ул. Казыбек би, бизнес-центр «Азия», 2 этаж; тел. – 27-11-08, 8-701-174-91-20.
ОО ЗПП «Демеу»: ул. Жангельдина, 32; тел. – 8-702-710-73-00.
ОО ЗПП и предпринимателей «Адала»: ул. Казыбек би,б/н; тел. – 8-701-596-69-77.
Татьяна БУРДЕЛЬ