Обязан ли посетитель магазина оплачивать случайно разбитый товар

Что гласит буква закона: обязан ли посетитель магазина оплачивать случайно разбитый товар?

В соответствии с п.1 ст. 190 Гражданского кодекса РК, риск случайной гибели или случайной порчи реализуемого товара переходит на приобретателя одновременно с возникновением у последнего права собственности, если иное не установлено законодательными актами или договором. Следовательно, пока вы находитесь в торговом зале и не приобрели товар, ответственность за безопасность товара, расположенного на стеллажах, несет персонал и владелец магазина, консультирует социальный клуб «Завтрак с юристом».

Но есть другая сторона. Согласно ст. 917 Гражданского кодекса РК, имущественный вред, причиненный неправомерными действиями имущественным благам и правам граждан и юридических лиц, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме. Причинивший вред освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Расшифровываем: ответственность возникает при наличии у покупателя умысла на повреждение товара. В случае же непреднамеренного повреждения в магазине любого товара независимо от его стоимости посетитель не обязан за него платить.

ПОДЫТОЖИМ: вы освобождаетесь от возмещения вреда только в том случае, если докажете, что товар разбился не по вашей вине.

Если, к примеру, вы поскользнулись на мокром полу и задели сумкой стоящие в проходе палеты с дорогими соусами и стеклянная бутылка упала с нее и разбилась, платить за испорченный товар вы не должны. Вины в ваших действиях нет, а риски повреждения товара несет магазин, ведь именно его сотрудники неудобно расставили товар на полках и не поставили предупреждающий знак о том, что недавно помыли пол.

Однако если вы испортили товар умышлено или по неосторожности, вы должны будете заплатить за испорченный товар. Под неосторожностью понимается непроявление достаточной заботливости и осмотрительности. Одним словом, если вы взяли с полки посмотреть вазу и она выскользнула у вас из рук и разбилась, это уже будет считаться неосторожностью.

Что важно: если вы не считаете себя виновным, то магазин может добиться оплаты поврежденного товара только через суд. Если до этого дошло, требуйте у администратора составления акта о порче товара. В акте опишите свое мнение о произошедшем. Привлеките свидетелей произошедшего, снимите расположение стеллажей и опасно выставленный продукт на фото или видео. Это будет служить доказательством в суде.

Новости партнеров