Вместо лишения свободы — уборка улиц

494
В день «осужденный» обязан трудиться на общественные работы не более 4 часов
Вместо лишения свободы — уборка улиц
В день «осужденный» обязан трудиться на общественные работы не более 4 часов

Гуманизация уголовно-исполнительной системы названа одним из приоритетных направлений в политике Казахстана.

С января 2015 года, с введением в действие нового Уголовного кодекса, все чаще судами стали назначаться меры наказания, не связанные с лишением свободы. Какова их специфика, кому и чем они грозят – об этом в предлагаемом обзоре.

ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА ПО РЕШЕНИЮ СУДА

Государственным органом, осуществляющим исполнение назначенного судом наказания, в Казахстане является Комитет уголовно-исполнительной системы. В нем имеется еще 17 различных служб (отделов), среди которых с нового года (с принятием нового УК) действует служба пробации. Именно в функции этого отдела входит исполнение и контроль за мерами наказания, не связанными с лишением свободы.

Всего предусмотрено шесть видов наказания. На первом месте стоит такая мера, как общественные работы. Подобные меры назначались с советских времен. Достаточно вспомнить фильм «Операция Ы», где привлеченных за пьянство пятнадцатисуточников распределяли по стройкам народного хозяйства. Нечто подобное происходило вплоть до 2015 года.

Объем работ обеспечивает местный исполнительный орган. В Шымкенте это в основном городской акимат (как заказчик) и его отдел жилищно-коммунального хозяйства (подрядчик), в районах – райакиматы и соответствующие службы. Акимат определяет, какие, где и в каком объеме общественные работы необходимы для нужд города, района. Эти данные передает отдел ЖКХ. Стоит отметить, что раньше общественный труд оплачивался организацией, в которую направлялись отрабатывать «общественники». При этом сам «осужденный» оплату не получал – все в полном объеме перечислялось в доход государства. Сейчас все эти работы совершенно официально выведены из статьи оплачиваемых. И это очень радует и акиматчиков, и жилкомхоз.

Раньше предприятия крайне неохотно брали на работу «общественно-осужденных». Ведь такие работники не блистали ни особым старанием, ни дисциплиной, ни тем более качеством работ. Однако теперь ситуация изменилась – как бы плохо ни работал «общественник», он все равно что-нибудь да сделает. А платить ему за это не придется. Так что предприятие в любом случае окажется в выигрыше. При этом само понятие «общественные работы» осталось прежним, и главным образом подразумевает не требующий квалификации физический труд по благоустройству, облагораживанию, уборке территорий и пр.

В день «осужденный» обязан трудиться на общественных работах не более 4 часов. И если ему присуждают 200 часов, то общий срок исполнения может длиться месяцами. Правда, сотрудники службы пробации не скрывают, что появился ряд проблем. В прежние времена, если «осужденный» уклонялся от выполнения общественных работ, на него направлялось представление в суд. И суд мог сразу изменить нарушителю меру наказания на более строгую – вплоть до лишения свободы на длительный срок. Это очень дисциплинировало административно осужденных. Сейчас такая мера, как ужесточение наказания вплоть до отсидки, пока отсутствует. Ее планируют ввести только в 2017 году. В результате меры воздействия на злостных уклонистов ограничены только убеждением.

До 2015 года основными нарушителями являлись торговцы нелицензионными СД-дисками. С изменением УК приговоренными к адмработам преимущественно стали «наркоманы» (задержанные с незначительным количеством наркотического вещества), а также лица, вторично задержанные за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. (В случае, если они при этом умудрились совершить какое-либо ДТП, мера наказания обычно оказывается строже).

Анализ результатов первого квартала 2015 года показал, что общественные работы как вид наказания применяются у нас еще недостаточно. И вполне вероятно, что суды в ближайшее время постараются наверстать упущенное и количество наказаний в виде общественных работ еще увеличится.

ЭЛЕКТРОННЫЕ БРАСЛЕТЫ КАК СРЕДСТВО СЛЕЖЕНИЯ

К другим мерам наказания, не связанным с лишением свободы, также относятся исправительные работы. Осужденный остается трудиться по месту своей основной работы, однако из его зарплаты удерживается определенная сумма, назначенная судом в зависимости от меры его проступка. При этом осужденный должен постоянно отмечаться по месту жительства в службе адаптации.

Ограничение свободы. Отличительной чертой ограничения свободы является строгий запрет на посещение увеселительных заведений и мероприятий после 22:00 часов, строгое соблюдение графика назначенного принудительного труда. Условно осужденный (ранее являлось мерой несколько менее строгой, чем «ограничение свободы», однако в новом УК практически приравнены друг к другу).

Отсрочка исполнения приговора назначается преимущественно беременным женщинам и лицам, имеющим на попечении несовершеннолетних детей. Исполнение приговора для этих лиц откладывается на время достижения совершеннолетия находящихся у них на иждивении детей. В Шымкенте в настоящее время отсрочка приговора окончилась у одной подсудимой – жительницы Абайского района, 40-летней Ж. А., – два года назад осужденной за мошенничество. Сейчас она отправилась в места лишения свободы в соответствии с приговором.

Изъятие наград. В Шымкенте такое не применялось ни разу. Однако эта мера наказания достаточно часто практикуется в Астане – там периодически попадают в опалу бывшие заслуженные генералы, министры и пр. Отметим, что в РК могут быть изъяты только награды нашего государства. Награды и регалии, полученные в СССР или других странах, изъятию не подлежат ни при каких обстоятельствах.

В ближайшее время (не исключено, что к концу года) в Казахстане планируется введение такой меры, как «электронное средство слежения». Это специальные браслеты, которые будут надеваться на руки приговоренных к ограничению свободы, условно осужденных и пр. по усмотрению суда. Благодаря таким браслетам служба адаптации всегда сможет контролировать местонахождение осужденного. В целом это отвечает интересам самого человека, так как он избавляется от необходимости ежедневно отмечаться в пункте полиции либо в службе адаптации.

Уже известна стоимость одного такого браслета – порядка 60000 тенге. Учитывая, что в ЮКО в настоящее время находятся 3084 осужденных, к которым могут быть применены такие меры, как электронные средства слежения, нетрудно подсчитать затраты, необходимые для «обраслечивания» Южно-Казахстанской области, – более 185 млн. тенге.

Данил ШЕМРАТОВ

Новости партнеров