Питьевая вода, свободно бегущая по системам водопровода, всегда была проблемой нашего региона. Нет, речь сейчас идет не о Шымкенте, хотя и здесь с присоединением новых населенных пунктов эта проблема становится актуальной. Как планирует руководство области решать одну из самых серьезных проблем юга, мы поговорили с заместителем руководителя управления жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта ЮКО Лесбеком Серикбаевым.
ПРОШЛОЕ «ЧИСТОЙ ВОДЫ»
Первой госпрограммой, в рамках которой должны были обеспечить питьевой водой населенные пункты Казахстана, был проект «Чистая вода». Только вот воплощали в жизнь ее часто не очень чистыми руками, потому-то она и оказалась золотой жилой для отдельных лиц. В 2010 году на одном из совещаний о ходе реализации госпрограммы «Чистая вода» Умирзак Шукеев, тогда вице-премьер РК, говорил : «В Казахстане программа «Чистая вода» осуществляется расточительно, бессистемно и бесконтрольно… Контроля нет, проектных организаций нет, как смету считать – никто не знает… С начала программы по республике 80 миллиардов тенге ушло! Вы можете представить себе эту сумму? Мы не можем так раздувать эту программу. У нас программа «Питьевая вода» превратилась в любимое политическое занятие. Каждый аким, каждый депутат считает своим долгом поднять этот вопрос, остро его поставить, в парламенте озвучить, в Комитете Минсельхоза пробить и выбить деньги. Большие деньги. И ничего не сделать…»
По региональной программе «Чистая вода» из республиканского бюджета планировалось обеспечить строительство объектов водоснабжения в 87 населенных пунктах ЮКО, еще 587 сел обеспечить водой – из средств областного бюджета. Тогда, по подсчетам специалистов, для выполнения программы в полном объеме требовалось 28 млрд. 187 млн. тенге.
В 2007 году Ислам Абишев (в ту пору первый заместитель акима ЮКО) заявил, что с 2002-го по 2007 годы в ЮКО велось строительство около сотни объектов по программе «Чистая вода», на которые было затрачено 7 млрд 385 млн тенге. «Из них на конец 2007 года было закончено строительство в 53 населенных пунктах. Вот только в нескольких населенных пунктах даже после завершения работ не было воды. Строительство велось не системно: в райцентрах, в отдельных отдаленных аулах, там, где есть водопровод, и там, где его нет. Общественность возмущалась, работу акимата критиковали все СМИ. Выполнение программы, которая предусматривает полное обеспечение питьевой водой к 2010 году, срывалось. Из 900 населенных пунктов питьевую воду, соответствующую санитарным нормам, получали всего 55 населенных пунктов», – говорил Ислам Абишев.
Тем временем в официальных отчетах все было гладко: деньги, выделявшиеся по госпрограмме, успешно осваивались – в аулах и селах строились водонасосные станции, прокладывались трубопроводы. Но вскоре выяснилось, что в ряде случаев инфраструктура водоснабжения была сооружена в местах, где… воды просто нет. Еще на стадии проектирования новых водоводов администраторы программы использовали данные геологоразведки о наличии подземных запасов пресной воды… 60-70-х годов. Но за прошедшие годы источники просто иссякли.
Тогда прокуратура провела масштабную проверку и выяснила, что, к примеру, только в Ордабасинском районе расхитили 11 миллионов тенге, выделенных по программе «Чистая вода». В Мактаарале и вовсе из-за строительства водоводов в безводных степях впустую было растрачено 35 миллионов тенге.
«АК БУЛАК» СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ
На смену программе, утопившей в себе миллиарды, была принята другая – «Ак булак».
«Принципиальное отличие «Ак булака» состоит именно в требовании провести геологоразведку и только после этого строить сети, – рассказывает заместитель начальника управления ЖКХ и ПТ ЮКО Лесбек Серикбаев. – Согласно программе в области ведется геологоразведка по 150 населенным пунктам. На эти цели из республиканского бюджета выделены 1 млрд. 132 млн. тенге. Работы мы начали в 2014 году, а закончить должны уже в декабре 2015 года».
По данным управления, геологоразведка будет проводиться во всех районах области, кроме Тюлькубасского и города Шымкента.
«Следующий этап – разработка ПСД. Мы планируем эти работы на 2016 год. А уже 2017-2018-е – период начала строительства объектов водоснабжения», – говорит Лесбек Серикбаев.
Если обратиться к статданным, в Южно-Казахстанской области 846 населенных пунктов. Из них 838 сел и поселков и 8 городов.
На первое января 2015 года вода есть в 667 населенных пунктах, то есть ею обеспечены свыше 2,3 млн человек. В 155 поселках будут строиться локальные водопроводы, 62 – подключат к групповым водопроводам. А в 45 строительство водопроводов считается нецелесообразным. «Дело в том, что это так называемые депрессивные районы, в которые нет смысла тянуть водопроводные сети. Это слишком дорого обойдется государству. К примеру, зачем строить сети за 5 млн тенге, если в населенном пункте всего пять домов», – продолжает Лесбек Ауезханович.
Есть в Южно-Казахстанской области и населенные пункты, в которых водопроводы прокладывались в советское время. Но и они требуют срочных вложений. Потому-то сейчас в области планируют выделить средства на увеличение уставного капитала ГКП, чтобы те могли заменять устаревшие водопроводы.
«Но сначала необходимо сделать переоценку запасов воды в источниках. Потому что, согласно данным геологоразведки того времени, запасы воды были рассчитаны лет на 25, не более. И сейчас мы выделяем 36,8 млн тенге на геологоразведку по 45 населенным пунктам. И работы уже ведутся. Еще по 146 населенным пунктам геологоразведка будет проводиться в 2016 году. На эти цели необходимо 119 млн тенге», – продолжает сыпать цифрами мой собеседник.
В 2014 году в республике разразился скандал вокруг реализации программы «Ак булак» в ЮКО. Ревизоры Счетного комитета выявили нарушений на сумму 18,5 млрд. тенге.
В частности, более 250 сельских населенных пунктов области не обеспечены качественной питьевой водой, сообщили в пресс-службе Счетного комитета. Договоры на проведение работ по водоснабжению и водоотведению в Туркестане на сумму 1,1 млрд. тенге заключены без соблюдения процедур государственных закупок. Сети канализации в селе Шаульдер Отырарского района на сумму 273,6 млн тенге построены подрядчиком, не имевшим соответствующей лицензии.
Водозаборный узел стоимостью 12,8 млн тенге в селе Ески Шилик Отырарского района, введенный в эксплуатацию в 2012 году, находится в заброшенном состоянии, забор воды производится в соседнем селе Актобе. Из 17 канализационно-насосных станций в Туркестане фактически эксплуатируются только две, 15 станций стоимостью 2,1 млрд тенге в связи с отсутствием внутриквартальных канализационных сетей не функционируют.
Кроме того, строительство семи областных объектов водоснабжения, начатое в 2006-2011 годах, до настоящего времени не завершено. Из-за некачественного проведения изыскательских работ население сел Баба-ата и Кумкент Созакского района, на водоснабжение которых выделено более 700 млн. тенге, питьевой водой не обеспечено.
В целом контрольными мероприятиями выявлены нарушения требований бюджетного и иного законодательства на 18,4 млрд тенге. После проведения проверок в республиканский бюджет возвращено свыше 200 млн тенге. К дисциплинарной ответственности привлечены 29 должностных лиц.
«Мы и тогда поясняли, и сейчас говорим: в целом нарушение было на общую сумму 255 млн тенге. При этом 91 млн тенге мы обязаны были вернуть в республиканский бюджет, а 164 млн тенге – вернуть восстановительными работами. Порядка 40 млн тенге уже возвращено, по остальным ведутся судебные разбирательства», – пояснил Лесбек Ауезханович.
И последнее. Жители шымкентского микрорайона «Кайнар-Булак» уже в декабре 2015 года получат воду из централизованного водопровода. «Сети там уже проложены, и с 2014 года мы ведем строительство магистрального водовода, который обеспечит «Кайнар-Булак» водой», – подытожил разговор мой собеседник.
Хочется верить, что уже к 2019 году, как планируют в акимате ЮКО, все населенные пункты области будут снабжены питьевой водой, и людям больше не придется пользоваться водой привозной, из колодцев или, что еще хуже, из арыков.
Саида Турсуметова