20 августа премьер-министр Карим Масимов объявил о том, что Казахстан приступил к реализации новой денежно-кредитной политики, основанной на свободно плавающем курсе тенге. Другими словами, правительство больше не будет поддерживать курс национальной валюты, и по отношению к другим валютам торговаться она будет как на базаре – то есть как получится.Ужас, ужас, кошмар!.. Был тенге по 185 за доллар и вдруг стал то ли 250, то ли неизвестно почем, потому что в обменниках долларов нету, а говорят, что и 300 будет! то ж это такое творится-то? И почему? И что дальше? И как вообще жить? Спокойно, граждане, спокойно! Без паники! И – обо всем по порядку…
ПРО «ВДРУГ» И «С ЧЕГО БЫ ЭТО?»
Что значит «вдруг», если сам глава государства, наш президент, не один раз говорил, что падение тенге «неизбежно» и случится оно «ближе к осени». Вам не кажется, что президент был как всегда прав, а 20 августа – это и есть то самое «ближе к осени»? О том же твердили все нормальные экономисты – и казахстанские, и неказахстанские. Ну вот оно и случилось. Какая же это неожиданность?
Скорее даже наоборот. Только ленивый не удивлялся Казахстану, почему он так долго терпит и не проводит девальвацию (ослабление курса своей валюты к доллару). Как из Советского Союза Казахстан вышел последним, так и в эту гонку он включился последним из стран СНГ.
Мировой экономический кризис (между прочим, на прошлой неделе американский фондовый рынок обвалился почти на 7%), всеобщий спад промышленности, и в результате падение цен на сырье (прежде всего на нефть, газ, металлы) в среднем на 37% с мая этого года неизбежно вели к удорожанию доллара. В этом году свои валюты опустили Белоруссия (на 54%), Азербайджан (40%), Грузия (35,3%), Норвегия (32,9%), Малайзия (32,3%), Турция (32%), Австралия (26,2%), Япония (21,0%), Канада (19,9%), Южная Корея (16,2%), Сингапур (12%). Так что мы со своими 26% выглядим средненько. Курс евро по отношению к доллару за год упал на 20%, вообще же по всему миру средняя девальвация валют составила около 16%. А мы все ждали и тратили валюту на поддержание курса тенге, за два года израсходовав на это 28 млрд. долларов. Между тем экспорт Казахстана в первом полугодии снизился на 73%. Страна, зажатая между двумя экономическими гигантами, смотрела, как в России год назад доллар стоил в районе 35 рублей, а сейчас в два раза больше. И вот когда уже и Китай не выдержал и уронил юань на 4,2%, мы наконец-то отпустили свой тенге в свободное плавание. Чего и следовало ожидать.
И, что характерно, вслед за тенге немедленно начали падать кыргызский сом и даже белорусский рубль. Все мы – в одной лодке…
РИТУАЛЬНЫЕ ЗАКЛИНАНИЯ
Как обычно во всех подобных случаях, сегодня правительство раздает направо и налево всякие обещания, которые как бы должны успокоить население.
Например, Национальный банк РК заявил, что «не будет вмешиваться в формирование рыночного уровня, но оставляет за собой возможность проведения валютных интервенций в случае угрозы финансовой стабильности». Кроме того, он не отменит правило, по которому курс не должен меняться в течение дня, на валютной бирже курс, установленный в пятницу, будет работать до утра понедельника, а разница между покупкой и продажей не должна превышать 2 тенге.
Создана рабочая группа по вопросам компенсации банковских вкладов населения. Обещают, что по вкладам до 1 млн. тенге вкладчикам компенсируют курсовую разницу, если они оставят свой вклад в банке еще на год.
«Для поддержки в борьбе с экономическим спадом и для продолжения реформ на фоне последних событий, связанных с переходом на свободное курсообразование национальной валюты», из Азиатского банка развития Казахстан взял кредит на 1 млрд. долларов.
Антимонопольный комитет угрожает штрафовать бизнесменов за «необоснованное повышение цен на продовольственные товары первой необходимости и непродовольственные товары, имеющие высокий потребительский спрос (автомобили, оргтехника, предметы бытовой химии и т.д.), а также на нефтепродукты, сжиженный газ, уголь, мазут и т.д. Антимонопольщики призывают граждан звонить им «по фактам резких скачков цен», печатать списки выявленных спекулянтов в местных газетах и даже уголовной ответственностью пугают.
При акиматах создадут оперативные штабы по контролю за ценами, и «мониторинг цен на основные социально значимые товары» будут проводить ежедневно. Областным акимам велено устраивать «товарные интервенции через стабилизационные фонды и на регулярной основе проводить сельскохозяйственные ярмарки».
Как водится, и сами предприниматели из числа наиболее сознательных призывают своих товарищей не повышать цены. Говорится, что «бизнес должен быть совестливым», а население «не должно поддаваться всеобщей панике и скупать валюту».
Глава ассоциации рынков Южного Казахстана Кайрат Балаби на экстренном совещании в акимате Шымкента сообщил о готовности отменить арендную плату для примерно 8000 торговцев на его рынках «Самал» и «Айна» на три месяца. Это предложение поддержали владельцы рынка «Евразия» и еще четырех базаров.
Свое согласие не повышать цены высказали около 200 шымкентских бизнесменов и руководителей крупных предприятий. Оставят свои цены прежними «Стандарт-цемент» и «Асан-сахар», «Фиркан» не повысит цены на ту продукцию, которую делает сам, а наценка на товар из-за границы не превысит 6%.
О ПЛЮСАХ И МИНУСАХ
Остается только надеяться на то, что жители Шымкента окажутся хоть немного поумнее и поспокойнее москвичей в декабре прошлого года. Ну не надо скупать доллары по 300, если многие хорошие экономисты считают, что «при текущих ценах на нефть справедливый курс доллара может составлять от 200 до 235 тенге, все остальное – эмоции рынка и инвесторов». Что вы будете делать с долларом по 300, если он остановится, допустим, на 260-ти? Не надо по дури сметать с магазинных полок бытовую технику, а потом не знать, куда ее девать. Подождите хотя бы недельку-другую, присмотритесь!
Конечно, самая главная сегодня беда – это инфляция, то есть рост цен. Вот скоро мы и увидим, что значит 25 лет гнобить собственное производство в надежде купить все, что нужно, за доллары от продажи сырья. У нас в этом смысле, конечно, получше, чем в России, но все равно будет очень неприятно. Пакистанская картошка, к которой мы уже привыкли, немедленно скакнет вместе с долларом. Но почему, будем возмущенно спрашивать мы, подорожала местная, карабулакская? Да потому что трактор у фермера импортный, и запчасти покупать надо, а часто и семена импортные, и даже удобрения часто не казахстанские. И вообще, скажет производитель, почему все повышают, а он что, рыжий? Поэтому никакие угрозы «спекулянтам», ни призывы к «совести» предпринимателей, ни тем более акиматовские «штабы» сильно делу не помогут. В рыночной экономике при обесценивании валюты на 30% удержать инфляцию даже на уровне 15% практически невозможно.
В главном выигрыше оказываются, разумеется, экспортеры. Чего угодно и куда угодно – хоть в Киргизию и Россию. Всякий бизнес, продающий свой товар за пределы страны, резко оказывается сильно доходнее, чем неделю назад.
Во-вторых, заметно лучше будет местным производителям. Опять-таки чего угодно. Если ты не торгуешь товаром, привезенным из-за границы, а делаешь что-то сам – пусть даже из импортных комплектующих – то ты оказываешься конкурентоспособным, то есть прибыльным. И даже если качество твоего товара хуже, чем у заграничного, то все равно народ твой товар купит по принципу «Пусть хуже, лишь бы дешевле!»
В этом году бюджет Казахстана недосчитается 264 млрд. тенге. Это не очень много. И хотя государство уже предупреждает об урезании некоторых программ, все равно ослабление тенге позволит не сокращать государственные расходы. Это значит, что все социальные программы и выплаты, а также инфраструктурные проекты останутся в силе.
Что же касается общего настроения, то нам придется признать, что последние лет 15 мы были в основном сырьевой экономикой и зависели по большей части от цен на сырье. А когда эти цены падают – нам придется ужаться и жить по средствам. Молодняк хочет последнюю версию смартфона? Ничего, перебьется как-нибудь на предпоследней! Папа хочет новую «Тойоту»? А «Фольксваген» папу никак не устроит? Мама, ну зачем тебе новая шубка, у тебя и старая неплоха, да и вообще зимы у нас тут теплые!..
МЕРА ВЫНУЖДЕННАЯ. А РЕФОРМА БУДЕТ?
«Надо прямо сказать, что это вынужденная мера, другой альтернативы у нас на сегодня не было», – заявил наш Президент.
С одной стороны, причины и последствия отпуска тенге просты и понятны, никаких особых вопросов по этому поводу не возникает. С другой же… Фактическая привязка курса тенге к цене нефти решает только краткосрочные задачи. Нужно думать и о финансовой, и вообще экономической политике Казахстана. «Полегчавший» тенге может оказать значительную, но краткосрочную помощь бюджету страны, некоторым отраслям экономики – однако без настоящих структурных реформ, без коренного изменения экономики нам, похоже, уже не прожить. Поэтому в ближайшие два-три месяца нужно ожидать очень серьезных сначала разговоров о большой экономической реформе, а там, глядишь, и самой реформы.
Президент Назарбаев признал: «Нынешний кризис является секторальным, затрагивая практически все промышленные предприятия Казахстана. Такого у нас не было, поэтому это требует совсем других подходов». Премьер Масимов объявил о переходе к новой экономической политике. Он считает, что «нужно ориентироваться на опыт Канады и Австралии. Они схожи по структуре экономики при большой территории и небольшом количестве населения. Про Сингапур и Малайзию придется на время забыть».
Правительственный план мер по обеспечению экономического роста требует поддержки реального сектора экономики и стимулирования частных инвестиций. Ну не стыдобища ли: в стране есть хлопок и шерсть – но одежда на 90-100% импортная, есть кожа – но обувь импортная на 99%. Без структурных реформ, которые позволят снизить себестоимость продукции отечественных производителей как минимум в два раза, свободное плавание приведет только к росту цен. Нужны нормальные банки и нормальные кредиты, нужна налоговая реформа, нужна амнистия капиталов, нужна – хочешь или не хочешь – реальная борьба с коррупцией, нужно сильное обновление государственных кадров.
Как известно, китайское слово «кризис» пишется двумя иероглифами – «опасность» и «возможность». Мы сегодня – в большой опасности, но именно это и открывает нам большие возможности…
Михаил КУПЕРИН
Кстати
В интервью в программе «Слуги народа» на КТК председатель Национального банка Казахстана Кайрат Келимбетов сказал, что бесполезно сегодня пытаться заработать на плавающем курсе тенге. «Я думаю, что такие колебания курса мы еще будем наблюдать. Поэтому бессмысленно сегодня угадывать и бегать по обменникам и пытаться на этом заработать. Мы изучали опыт восточно-европейских стран, в том числе российский, когда валюта колеблется вверх-вниз практически ежедневно, ежечасно. Нужно держать свои сбережения пропорционально своим расходам, которые будете осуществлять», – посоветовал глава Нацбанка.