Пенсия – тема, волнующая многих. Для большинства людей старшего возраста это единственный источник дохода. Для людей среднего возраста – это их «ближайшее будущее». Молодежь, особенно из числа разумной, тоже присматривается к механизмам формирования пенсий. И поэтому нет людей, равнодушных к этой теме. Предлагаем своим читателям статью начальника отдела социального обеспечения департамента по контролю и социальной защите по ЮКО Людмилы Ефремовой, в которой подробно рассказано об особенностях модернизации пенсионной системы Казахстана.
Модернизация пенсионной системы осуществляется при сохранении многоуровневой системы пенсионного обеспечения. Действующая модель пенсионного обеспечения ориентирована на персональную ответственность каждого гражданина за свое будущее пенсионное обеспечение.
Необходимые и взаимосвязанные изменения будут проведены на базовом уровне, обязательном – в накопительной компоненте.
Предстоящие преобразования осуществляются в интересах каждого казахстанца, предполагая разделение ответственности за надлежащее обеспечение при наступлении старости между государством, работодателями и работниками.
Модернизация пенсионной системы в Казахстане связана, с одной стороны, с изменением макроэкономических условий за время ее существования; с другой стороны – предстоящими изменениями в системе пенсионного обеспечения, связанными со сворачиванием солидарной компоненты (уменьшение трудового стажа на 01.01.1998 г.).
В связи с убыванием трудового стажа, накопленного на 1 января 1998 года, постепенно будут снижаться размеры солидарных пенсионных выплат. Это приведет к тому, что к 2030 году размер солидарных пенсий для вновь входящих в систему пенсионеров значительно снизится.
Результаты первого этапа модернизации:
— создан Единый накопительный пенсионный фонд, завершена работа по консолидации в нем пенсионных активов. При этом сохраняются обязательства государства по гарантии сохранности пенсионных накоплений (по состоянию на 1 июля т.г. активы ЕНПФ составили 4922,2 млрд. тенге).
С 1 января 2014 года введены:
— субсидирование обязательных пенсионных взносов для работающих женщин, находящихся в отпусках по уходу за ребенком до достижения им одного года;
— 5% обязательные профессиональные пенсионные взносы (ОППВ) за счет средств работодателей в пользу работников, занятых во вредных (особо вредных) условиях труда;
— поэтапное повышение пенсионного возраста женщин. Повышение пенсионного возраста женщин будет осуществляться в период с 2018 по 2027 годы, в течение 10 лет по 6 месяцев ежегодно.
К примеру, женщина, родившаяся 1 января 1960 года, сможет выйти на пенсию 1 июля 2018 года, то есть по достижении 58,5 лет. Если женщина родилась 1 июля 1960 года, ее пенсионный возраст составит уже 59 лет, так как на дату достижения ею возраста 58,5 лет (на 1 января 2019 года) законодательством общеустановленный пенсионный возраст предусмотрен уже 59 лет.
При этом сохранена возможность раннего выхода на пенсию для женщин:
— в 45 лет – женщинам, проживавшим в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года, не менее 5 лет, в соответствии с ЗРК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне».
— в 53 года – женщинам, родившим (усыновившим, удочерившим) 5 и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста;
— в 50 лет – при достаточности пенсионных накоплений при условии приобретения пенсионного аннуитета.
Следующим введением является изменение порядка назначения базовой пенсии в зависимости от стажа участия в пенсионной системе, исключительно при достижении гражданами общеустановленного пенсионного возраста (63 – для мужчин, 58/63 – для женщин), т.е. многодетной матери при назначении пенсии в 53 года базовая пенсия будет назначена при достижении 58/63 лет.
СПРАВКА
Отдел социального обеспечения департамента по контролю и социальной защите по ЮКО – 47-84-51.
Сегодня все пенсионеры, независимо от их трудового стажа, получают одинаковую базовую пенсию – 11182 тенге.
С 1 июля 2017 года базовая пенсия будет назначаться в зависимости от трудового стажа и стажа участия в пенсионной системе. То есть чем дольше человек работает – тем больше у него пенсия, как накопительная, так и базовая, выплачиваемая за счет бюджетных средств.
При этом в стаж будет включаться стаж, выработанный в солидарной системе (трудовой стаж на 1 января 1998 года), а также периоды, за которые уплачивались пенсионные взносы (фактический стаж уплаты пенсионных взносов).
Кроме того, в целях стимулирования материнства и социальной поддержки отдельных категорий граждан предлагается в стаже участия также учитывать:
— время ухода за детьми до трех лет;
— время ухода за ребенком-инвалидом до 16 лет;
— периоды службы сотрудников силовых структур;
— проживание супругов сотрудников силовых структур в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства;
— периоды проживания за границей супругов дипломатических служб РК, международных организаций.
По действующему законодательству время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет в пределах 12 лет, в общей сложности засчитывается в трудовой стаж для назначения солидарной пенсии.
В случае, если у гражданина трудовой стаж составляет менее 10 лет или стаж вовсе отсутствует, то размер базовой пенсии будет равен 50% от величины прожиточного минимума. За каждый год сверх 10 лет размер базовой пенсии будет увеличиваться на 2% и при 35 и более лет размер базовой пенсии составит 100% ПМ (при стаже 20 лет размер базовой пенсии будет составлять 70% ПМ, 30 лет – 90% ПМ).
Расчет размеров базовых пенсий в зависимости от стажа участия в пенсионной системе (солидарной и накопительной)
Для реализации данной нормы состоявшимся пенсионерам будет произведен перерасчет базовой пенсии на основании сведений, имеющихся в пенсионном деле.
Ожидается, что в результате средний размер базовой пенсии увеличится в 1,7 раза (или до 87% от прожиточного минимума).
Указанная мера позволит:
— решить проблемы пенсионеров, имеющих большой трудовой стаж, но получающих низкие (или минимальный) размер пенсии;
— установить единый подход к определению ее размеров;
— стимулировать участие в пенсионной системе и формализацию трудовых отношений.
Такой подход соответствует принципу социальной справедливости, так как не только позволит улучшить материальное положение пенсионеров, но и послужит усилению трудовой мотивации и формализации трудовых отношений граждан.
С 1 января 2018 года действующая накопительная система будет дополнена новой условно-накопительной, формируемой за счет взносов работодателей в размере 5% от доходов работников.
Участниками условно-накопительной компоненты будут являться работники, в пользу которых работодатель за счет собственных средств будет перечислять 5%-ные обязательные пенсионные взносы работодателей (ОПВР) от размера дохода работника, принятого для исчисления ОПВР.
Взносы работодателей будут поступать в Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ), который будет вести учет и администрирование обязательных пенсионных взносов работодателя. Для каждого участника системы в ЕНПФ будет открыт условный пенсионный счет, на котором формируются условные пенсионные обязательства.
Право на пенсионные выплаты за счет ОПВР будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста, а также инвалиды I и II групп (инвалидность которых установлена бессрочно), при обязательном стаже участия не менее 5 лет (60 месяцев).
Так, минимальный стаж участия составляет 5 лет, при котором наступает право на пенсионные выплаты.
Размер пенсии из условно-накопительной компоненты будет определяться, исходя из пенсионных обязательств, сформированных на условном пенсионном счету и ожидаемой продолжительности жизни.
Максимальный размер пенсионных выплат устанавливается в размере двукратной величины от прожиточного минимума.
Пенсии из условно-накопительной компоненты будут ежегодно индексироваться в зависимости от финансовых показателей системы и результатов инвестиционной деятельности ЕНПФ.
Важно отметить, что эти выплаты будут осуществляться пожизненно, вне зависимости от того, сколько лет человек после выхода на пенсию проживет – 10 лет или 40.
В отличие от накопительной пенсионной системы, при которой на индивидуальных пенсионных счетах накапливаются фактические деньги, в условно-накопительной компоненте на условных счетах фиксируются – условные пенсионные обязательства.
Учитывая, что взносы осуществляются за счет средств работодателя, на них не будет распространено право собственности работников и их наследование.
Необходимо отметить, что действующие нормы по наследованию и гарантии сохранности пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, сохраняются.
В результате предлагаемых преобразований пенсионное обеспечение граждан будет состоять из следующих частей:
1) выплаты за счет государственного бюджета:
— базовой пенсионной выплаты, назначаемой в зависимости от стажа участия в пенсионной системе;
— солидарной пенсии (с учетом трудового стажа на 01.01.1988 г.);
2) пенсионных выплат из ЕНПФ за счет:
— индивидуальных 10% пенсионных взносов работника;
— дополнительных 5% пенсионных взносов работодателя;
— добровольных пенсионных накоплений.