Работа на телевидении остается в памяти навсегда

325
Рамила Гурбанова, Валентина Куликова и Михаил Кишкарев

Работа на телевидении, даже если она занимала небольшой период жизни, остается в памяти навсегда. А для многих становится еще и полезным опытом. Не зря в неформальном сообществе казахстанских журналистов «Отырар TV» называют «телевизионными университетами».

КАЖДЫЙ СВЕТИТ ПО-СВОЕМУ…

Михаил Кишкарев, в принципе, с телевидением себя никогда не отождествлял. И в один прекрасный день просто заскочил на «Отырар TV» на минутку передать документы. Когда Михаила спрашивают, каким образом он попал на экран телевизора, он смеется: «Я не сам пришел, меня пришли. Я документы привез Ольге Каплиной и за какие-то пятнадцать минут Ольга с Валентиной Куприяновной все решили. Как будто «меня и не стояло» у них за спиной. А ничего, что я тут рядом стою? Сам того не ожидая, я стал ведущим! Вот так, сразу, без всякой подготовки…»

Работа на телевидении остается в памяти навсегда
Рамила Гурбанова, Валентина Куликова и Михаил Кишкарев

Михаил рассказывает о «золотом времени» «Отырара» с большой теплотой. «Мы были жутко молодые и жутко инициативные, – вспоминает Миша, – а Куликова нас еще и «зажигала». Слышал, что ничего не изменилось, – несмотря на прошедшее время Валентина Куприяновна так и осталась главным креативщиком… Но тогда все было по-другому, именно в период конца девяностых годов сложилось много крутых вещей, появились собственные программы, и, поверьте, очень профессионально сделанные. Не потому, что у телеканала не было конкурентов, и «пипл», как говорится, «хавал», нет… Потому что у нас глаза горели, и ты просто не имел права сделать халтуру. Кроме команды было еще и собственное я: это твое лицо в кадре, это твоя фамилия в титрах, это тебя люди смотрят, и ты просто не имеешь права их подвести!..»

Хотя, и об этом вспоминает не только Михаил, было очень сложно работать, не имея специального образования и опыта. «Пятнадцать дублей из-за одного слова бывало! – смеется Михаил. – И в это время я впервые услышал, как могут материться женщины! Я, правда, никогда не слышал, а тут трехэтажный такой! Отрицательный опыт? Нет. Просто констатация фактов – реальная жизнь и реальная работа, когда ты начинаешь понимать, что в момент выхода в эфир ничего уже не переделаешь. Ни-че-го!»

Спустя пару лет Шымкент показался Кишкареву маленьким, и он решил покорить мир. Правда, уже не один – «Отырар TV» помог встретиться Михаилу и его будущей жене Рамиле Гурбановой, коллеге-журналисту. «Сказать, что именно «Отырар» нас поженил, – неправда, – смеется Михаил. – Вопреки расхожему мнению, мы там просто познакомились, график же работы был такой, что встречаться было нереально. А тем более заводить романы, влюбляться. Я даже представить себе не могу, как при такой нагрузке на телеканале могли развиваться серьезные отношения. Хотя ребята встречались и женились. Как?! До сих пор не понимаю. «Отырар TV» дал нам с Рамилой возможность познакомиться, не более того. Все остальное случилось позже…»

Молодая семья собралась и уехала в Москву. Без друзей, родных и знакомых. Без счета в банке и финансовой поддержки. Как раньше говорили: с багажом знаний за спиной.

«Приехали и стоим так вот в центре Москвы с короной «Отырара» на голове, – смеется Миша, – но все оказалось намного сложнее, чем думали. Устроиться на телевидение? Невероятно сложно, почти нереально. И вот тут пригождаются отыраровские знания. Нет, правильнее будет сказать, отыраровский механизм работы, буквально «вбитый» в головы Валентиной Куприяновной. «Отырар TV» приучил работать по определенной, даже уникальной бизнес-модели. Ты можешь, ты сможешь, ты умеешь, даже если не умеешь. Выбрось из головы все сомнения и работай. На нашем канале мы все становились многостаночниками – умели делать практически все! И вот оно: отыраровская работоспособность и гордость результатом плюс способность себя монетизировать (этого не было на «Отыраре»). «Отырар TV» – это стимул, продвижение дальше по карьерной лестнице, это стимул и личностные качества. Без коммерциализации себя сегодня никуда. Но прежде чем себя преподносить, надо знать, что ты преподносишь. И «Отырар TV» стал тем самым «золотым пенделем», думаю, не только для меня…»

Сегодня Михаил Кишкарев и Рамила Гурбанова известные дизайнеры. Бывшие отыраровцы, по их собственному признанию, выбрали путь, который был бы невозможен без «Отырара», но с телеканалами им больше не по пути, ребята – фрилансеры. В любой точке мира их работа находится вместе с ними. У них нет начальства и руководства. Но сделал их «Отырар TV». Как утверждает Михаил, 40 % успеха от образования, еще 40 % – опыт работы на «Отыраре» и всего лишь 20 % – другие факторы. «Мы общаемся, переписываемся, дружим виртуально, – говорит Миша. – Когда мы внутри своей компании – мы отыраровцы. Но когда мы в большом мире, в общей жизни… Мы звезды. Но каждый светит по-своему».

С МИКРОФОНОМ ПО МИРУ

«Утром сообщили: интервью с президентом Афганистана откладывается… Со вчерашнего вечера у его резиденции – дворца Арг – начали собираться демонстранты, большинство – хазарейцы. К полудню число протестующих увеличилось до 20 тысяч. Люди скандировали антиправительственные лозунги и призывали президента М.А. Гани уйти в отставку. Дело в том, что отморозки из ИГИЛ на днях обезглавили семерых представителей этой этнической группы на юго-востоке Афганистана. Среди них трое женщин и одна девятилетняя девочка. Даже для Афганистана это чудовищная жестокость, и произошло здесь такое впервые. Почему президента отправляли в отставку? Говорят, что людей можно было спасти, а глава Афганистана якобы называет некоторых представителей террористических группировок «недовольными братьями». Людям это не понравилось… Ближе к вечеру несколько десятков человек попытались то ли штурмовать дворец, то ли перелезть через его стену. Военные открыли огонь. Сообщается о десяти раненых. Добраться до демонстрантов нашей съемочной группе не удалось. Все дороги, ведущие к площади, где собрались митингующие, перекрыли. Ну и сотрудники посольства предостерегли… Где большое скопление людей, стоит ожидать провокаций, велика вероятность теракта. Даже бронированный внедорожник, на котором мы передвигаемся, и бронежилеты с касками мало чем помогут. Поэтому за происходящим наблюдали с экрана телевизора. Интервью с президентом перенесли на завтра. Если госпереворота не будет…» – краткий отчет Сергея для друзей в социальных сетях.

Работа на телевидении остается в памяти навсегда
Сергей Корняков и президент Афганистана Ашраф Гани

Государственного переворота не было, и Сергей Корняков, в недавнем прошлом юный худощавый ведущий молодежной редакции телекомпании «Отырар TV», побеседовал с президентом Афганистана. А чуть раньше Сергей встретился с президентом Украины. Работая в команде «Бюро расследований» телекорпорации «Хабар», Сергею приходится встречаться с самыми разными людьми и освещать самые разные темы, ездить по всему миру. Начало карьеры? Кто бы сомневался, конечно, «отыраровские университеты»!

«Школа, школа и еще раз школа! Первое, что приходит на ум при мыслях об «Отыраре»: школа жизни с собственными законами», – так отвечает Сергей Корняков на вопрос о первом месте работы. – Я пришел работать на «Отырар TV» в таком возрасте, когда все впитываешь, даже не замечая этого. Не было еще пресыщения, успехов на этом поприще – не было возможности «поймать звезду». А со временем это проходит, я имею в виду погоню за звездой. Думаю, что чем раньше это пройдет, тем лучше, тем дольше ты остаешься способным учиться. А процесс обучения никогда не кончается – невозможно быть семи пядей во лбу, а приходится работать с такими разными людьми…»

Хочется ли вернуться в школу выпускником «Отырара»? Конечно, хочется… Как и обычная школа в жизни каждого человека оставляет шлейф ярких и добрых воспоминаний, как и место работы, которое становится и местом обучения. Правда, с небольшой оговоркой: каждому выпускнику хочется вернуться в свое время…

Елена БОЯРШИНОВА

Новости партнеров