26 октября Шымкент неслабо тряхануло. В высотных зданиях зашатались люстры, многие люди выбежали на улицу. Кто-то вспомнил базовые правила безопасности при землетрясениях и переждал толчки в дверных проемах. По информации дежурного оператора Центральной сейсмической лаборатории (ЦСО) Алматы, в Шымкенте ощущалось землетрясение силой 4 балла. Кто-то стал говорить о трещинах, появившихся в зданиях…
Шымкентцы стали гадать – сколько домов может разрушиться, случись землетрясение силой хотя бы на балл больше. Достаточно вспомнить землетрясение, от которого серьезно пострадал Ташкент в 1966 году. Тогда магнитуда составила всего 5,2 балла. Пользователи соцсетей и вовсе стали спорить – сколько зданий в нашем славном городе сложатся как карточные домики, если произойдет землетрясение силой выше пяти баллов.
А ЭКСПЕРТЫ КТО?
Эта полемика нам показалась интересной, и мы отправились в ЧС, чтобы узнать, сколько домов в областном центре могут стать общими могилами для всех, кто в них живет. А еще нам было интересно, выносит ли служба ЧС предписания по сносу ветхого жилья. И если да, то как эти предписания выполняются. Если же нет, то какое наказание должны нести те, кто не выполнил предписания спасателей.
В общем, вопросов было много. Но оказалось… ветхое жилье, равно как и жилье, требующее сейсмоусиления, не относится к сфере деятельности ЧС. Иными словами, все, что может ЧС, – участвовать в составе комиссии по обследованию дома или уже в случае ЧП заниматься ликвидацией последствий – разбором завалов, чтобы извлечь из-под них людей.
Экспертиза жилья уже не первый год – прерогатива отдела ЖКХ города Шымкента. Здесь даже разработана программа по работе с ветхим жильем и сейсмоусилению.
Для начала небольшой ликбез. Ветхое жилье – это жилье, которое признано аварийным и не подлежит восстановлению. На данный момент такими признаны два шымкентских дома – № 112 по улице Гагарина и № 9 по проспекту Абая. Жителей дома № 112 расселили. Сейчас в этом доме никто не живет. Дом скоро снесут – во всяком случае, так мне сказали в отделе ЖКХ Шымкента. А что же с домом № 9 по проспекту Абая? Оказывается, он двухквартирный и у него два собственника. Сейчас в этом доме расположены объекты предпринимательства. Владельцы, которые прекрасно знают о состоянии дома, категорически не разрешают его сносить и планируют его отремонтировать самостоятельно. Но в данном случае на это здание должно распространяться особое условие, и дом нужно вывести из жилого в общественный фонд.
Ремонт в таких случаях нужен особый – с сейсмоусилением. Сейсмоусиление – это капитальный ремонт дома (от фундамента до крыши), который проводится за счет государства. Чтобы дом признали нуждающимся в сейсмоусилении, необходимо провести техническое обследование здания. Если будет определена деформация здания в конструкции дома, он признается нуждающимся в сейсмоусилении.
«В 2012 году у нас было 13 таких домов, – рассказывает руководитель отдела ЖКХ Шымкента Малик Абдинуров. – Во всех этих домах проведены работы по сейсмоусилению. В 2014 году ТОО «Легион Юг» по нашему заказу провело обследование 15 многоэтажек на общую сумму 5 млн. 880 тысяч тенге. Все они признаны нуждающимися в сейсмоусилении. Сейчас ремонт проводится только по Толе би, 15. Остальные 14 домов мы планируем отремонтировать в следующем году, если позволит финансирование. В текущем году уже признаны нуждающимися в сейсмоусилении еще 11 домов».
Как пояснил Малик Куттымбекович, при обследовании каждого дома определяется и срок, когда необходимо дом отремонтировать: «Например, дом № 15 по улице Толе би. Эксперты пришли к выводу, что дом нуждается в срочном ремонте. По всем остальным домам есть решение, что их можно отремонтировать в ближайшие год-два».
МНОГОЭТАЖКИ В ЦИФРАХ
Мало кто знает, но в городе существует техническая документация по каждому дому – когда построен, из какого материала, какие повреждения имеются. По информации, предоставленной отделом жилищной инспекции города, в Шымкенте 1971 многоэтажка. 37 из них возведены с 1934 по 1950 гг. 501 дом был построен с 1951 по 1970 гг., 1026 домов – с 1971 по 1990 гг., 407 домов – с 1990 по 2010 гг. 800 домов – кирпичные, 1159 – бетонные, 12 – каркасные. Основная доля – пятиэтажки – 1186 домов.
«Если жители считают, что их дом нуждается в сейсмоусилении, они должны обратиться в свой райакимат с заявлением. Их обращение акимат передает нам. Затем мы создаем комиссию, в состав которой входят специалисты райакимата, отдела ЖКХ, отдела жилинспекции и ДЧС и специалисты компании, которые имеют лицензию на работы по определению уровня износа здания. Если комиссия посчитает, что дом действительно нуждается в сейсмоусилении, эта организация и займется разработкой ТЭО (технико-экономического обоснования) для дома», – продолжает Малик Абдинуров.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Получается, что нам опасаться нечего? И можно спокойно жить и не переживать? Экс-заместитель акима ЮКО Болатбек Нажмединулы, а ныне – предприниматель, уверен: сидеть сложа руки ни в коем случае нельзя независимо от того, когда дом был построен.
«Согласитесь, старенькие двухэтажки в районе свинцового завода нуждаются в ремонте. Достаточно зайти в любой подъезд, чтобы все стало понятно. Кто-нибудь может дать гарантию, что основная часть этих домов не разрушится от землетрясения силой чуть выше пяти баллов? Я считаю, что люди обязаны проявить свою гражданскую позицию и просто забрасывать акимат обращениями, чтобы их дом включили в программу сейсмоусиления или признали аварийным. Отремонтировать за свой счет по программе модернизации эти дома нельзя».
Что касается желающих купить жилье, то Болатбек Нажмединулы дает совет: «Приобретая жилье на вторичном рынке, обязательно поинтересуйтесь историей дома, потому что вы должны знать, что вы покупаете. Не поленитесь обратиться в акимат, чтобы узнать, что это за дом, есть ли в нем проблемы».
По его мнению, такая информация должна быть в открытом доступе в виде специальной программы. Чтобы люди знали, какие дома будут ремонтировать, какие сносить, а ремонт каких возложат на плечи самих жителей по программе «Модернизация жилья».
К слову, дает он совет и тем, кто получил некачественное жилье в «Нурсате»: «Да, были дома, которые сдавались даже не законченными. То есть людям вручали ключи, а жилье к эксплуатации не готово. Или строилось с нарушением технических норм. В этом случае людям также необходимо забрасывать своими письмами акимат, не реагируют чиновники – пусть обращаются в СМИ. Потому что сервисные компании обязаны убирать все свои недочеты. И чем быстрее жильцам удастся привлечь подрядчиков, тем лучше».
В городе ежегодно сдаются различные объекты. Мы собираемся сделать Шымкент «умным городом», а на это также потребуются существенные финансовые вливания. Почему на сейсмоусиление мы не можем найти средства? Стоит ли вкладывать в косметические операции по улучшению внешности, если здоровье слишком подкачало? А не окажутся ли старые дома тем самым органом, который подведет в самый непредсказуемый момент?
P.S.: С 26 октября по сегодняшний день шымкентцы ощутили, как минимум, 4 землетрясения…
Саида ТУРСУМЕТОВА