9 декабря весь мир отметил Международный день борьбы с коррупцией. Согласно международному рейтингу стран, по уровню коррупции Казахстан на основе ежегодно рассчитываемого индекса восприятия коррупции (ИВК) в стране занимает 126 место (ИВК является наиболее широко используемым индикатором коррупции по всему миру).
О ходе борьбы с коррупцией мы беседуем с заместителем руководителя департамента Агентства по госслужбе и противодействию коррупции по ЮКО Даулетом Карымсаковым. Но для начала предлагаю каждому читающему этот материал ответить всего на один вопрос: вы когда-нибудь давали взятку? Не торопитесь с ответом. Вспомните, как вы собирали справки при трудоустройстве, как проходили обязательный в таком случае медосмотр, как договаривались с инспектором дорожной полиции, как оформляли документы на земельный участок или как получили его, как… еще много таких вот «как…».
– Даулет Жанартович, как часто люди обращаются в департамент за помощью?
– С начала года к нам поступило более 2500 обращений от жителей Шымкента и ЮКО. Другое дело, что не всегда они обращаются по адресу. Вот, к примеру, обратился гражданин с жалобой на компанию, которая доставила ему меньшее количество саженцев, чем он заказывал. Или предприниматель не согласен с результатами тендера. Так как это сфера госзакупок, мы это обращение передаем в инспекцию финансового контроля.
– Хорошо, тогда спрошу иначе: сколько заявлений принял департамент для рассмотрения?
– С первого января 2015 года у нас приняты новый Уголовный кодекс (УК), новый Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) и начал работу Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР). По закону мы должны в течение суток принять решение, регистрировать заявление в ЕРДР или нет. То есть если к нам обращаются с заявлением, мы в течение суток принимаем решение о регистрации его в ЕРДР или передаче компетентным в том или ином случае органам. Так, с начала года в ЕРДР мы зарегистрировали более 550 материалов. Около 400 прекращено расследованием. В суд направлены уголовные дела по 116 преступлениям.
– Так и вижу сейчас читателя, который воскликнул: «Конечно, откупились – вот и прекращено, а остальные просто денег не нашли…»
– Это обычная реакция обывателя, который, прочитав такую статистику, зачастую такой вывод и сделает…
– Но почему тогда 116 дел доведены до суда?
– В ходе досудебного расследования мы выясняем, имеется ли состав преступления. Если нет, дело прекращается и направляется в прокуратуру, где и изучается обоснованность принятого решения. Дела прекращаются по реабилитирующим обстоятельствам или нереабилитирующим. Реабилитирующие – это когда в ходе досудебного расследования установлено отсутствие состава преступления.
– Что же в таком случае является нереабилитирующими обстоятельствами?
– Когда человек виновен, но дело прекращается в связи с истечением срока давности либо потому, что человек активно сотрудничал со следствием, или другим основаниям, предусмотренным законодательством. Но в ЕРДР обязательно делается соответствующая отметка, и такое лицо считается совершившим преступление.
– Если вернуться к статистике, то ваше ведомство наверняка проводит анализ. Как вы считаете, какая сфера сегодня самая коррумпированная?
– Чаще всего граждане жалуются на сферу образования и земельных отношений.
– Мне почему-то казалось, что это сфера госзакупок. Ведь общеизвестна тема так называемых «откатов», даже ставка называется – 20 процентов.
– Понимаете, здесь получается интересная ситуация. Известны случаи, когда предприниматель, который хочет выиграть в тендере, предпочитает оплатить этот так называемый «откат». Понятно, что к нам с заявлением он не придет, потому что не заинтересован. Этот фактор – наглядное свидетельство, что коррупция является латентным видом преступности.
– Учителя, конечно, не предприниматели, но не думаю, что они тоже к вам часто ходят и пишут заявления. Возьмите хотя бы недавнюю историю с аттестацией, когда учителя сдавали деньги, чтобы ее пройти. Они, конечно, к вам не придут, потому что скажут: напиши мы заявление – к нам придет 9-й отдел…
– По поводу аттестации. Помните, громкая история с бывшим начальником ГУ «Департамент по контролю в сфере образования по ЮКО» Жаксыбековым. Он получил взятку в размере 860000 тенге за положительное решение по аттестации одной из школ города. Расследование провел наш отдел. Работа, невидимая никому, но сделанная квалифицированно. В результате вынесено судебное решение: Жаксыбеков должен внести в казну 51600000 тенге. 44600000 тенге он уже оплатил. А в отношении посредников дело завершено по нереабилитирующим обстоятельствам. Что касается страха учителей перед 9-м отделом, то его уже давно нет. И, я думаю, учителям не стоит бояться, потому что мы тщательно работаем над чистотой наших сотрудников.
– Хорошо, Жаксыбеков осужден, но схема продолжает исправно работать. Учителя, как и прежде, сдают деньги. Если раньше они думали о качестве образования и о том, над какими ошибками надо будет поработать, сейчас вся проблема – сдать деньги.
– Не думайте, пожалуйста, что на этом наша работа закончена. Мы знаем, что ежегодно около 300 школ должны пройти аттестацию, и мы работаем по каждой из них. Так что стоит и директорам школ крепко задуматься, нужно ли платить. Уверен: если все директора школ объединятся и откажутся платить, их всех не уволят.
– Конечно, достаточно будет, чтобы своим местом поплатились несколько человек – и смелости в директорах не останется. Но давайте поговорим и о других примерах.
– Вот, например, дело руководителя управления юстиции Абайского района Есенова. Он попался на получении взятки в 20000 тенге за ускоренное оформление документов. По суду должен оплатить штраф – 1400000 тенге. Или вот аким с/о «Коктал» Батыркулов предложил сотруднику нашего подразделения взятку в размере 300000 тенге за прекращение расследования в отношении него. Ему присужден штраф – 9 миллионов тенге. Заместитель руководителя Мактааральского УВД полковник Мырзалиев требовал от заявителя 300000 тенге за прекращение досудебного расследования. Ему назначен штраф в размере 18 млн. тенге. 14800000 тенге он уже оплатил. Или вот еще один пример – директор КГУ «Школа-интернат для глухонемых детей» №1 Каттарбекова якобы хотела дать взятку в размере 550000 тенге сотруднику инспекции финансового контроля. Получила она эти деньги от подрядчика, который занимался благоустройством школы-интерната под предлогом «откупиться от проверки». В суде так и не было доказано, что эти деньги она планировала кому-либо передать. В результате осуждена за мошенничество и подстрекательство к даче взятки.
– Департамент помимо раскрытия преступлений занимается ведь и предупреждением правонарушений?
– Да, у нас есть отдел, который просчитывает возможные риски на тех или иных уровнях госорганов. Кроме того, проведена большая работа по признанию недействительными конкурсы госзакупок. Так, по итогам проведенных работ в госорганах признаны недействительными конкурсы госзакупок в 92 госорганах. И предотвращена возможная растрата более 203 миллионов тенге бюджетных средств. Например, отдел координации занятости и соцпрограмм планировал приобрести гигиенические средства для инвалидов по цене 2571 тенге. Но в результате мониторинга, который провели наши сотрудники, выяснилось, что реальная стоимость указанного товара – 960 тенге. Если бы госзакупки состоялись, то государству мог быть нанесен ущерб в размере 14 миллионов тенге. Или вот еще пример. Отдел ЖКХ Шымкента объявил лот на закупку технической соли для посыпки против гололеда с выделенной суммой 11,8 тыс. тенге за тонну. Реальная стоимость данного товара составляет 6-6,5 тыс. тенге за тонну. Подобные факты имели место в органах правопорядка, акиматах, в сфере образования, здравоохранения и других. Некоторые ответственные лица по данным фактам привлечены к дисциплинарной ответственности либо на них наложены адмштрафы органами финансового контроля.
– Работа проводится немалая, но есть ли телефон доверия, куда может позвонить человек, с которого вымогают взятку?
– Да, у нас есть круглосуточный телефон доверия 1494, кроме того, в нашей дежурной части готовы принять ваше заявление в любой день – не важно, будни это, выходные или праздники. Департамент расположен по адресу: ул. Казыбек би, 3. И мне хотелось бы добавить, что пока каждый не выработает в себе нетерпимость к такому явлению, как коррупция, у нас будет много работы.
Саида ТУРСУМЕТОВА