Правонарушения и преступления в сфере земельных отношений стали главной темой обсуждения на расширенном заседании коллегии прокуратуры ЮКО.
«Проведя анализ проблемных вопросов, связанных с земельными участками, прокуратурой было выделено пять основных причин, создающих условия для правонарушений в данной сфере, – сказал старший прокурор управления прокуратуры ЮКО Хурсан Юнусов. – Среди них разделение на части (сегментация) крупных участков земель, имеющих целевое назначение, с последующим нецелевым использованием; самозахват земель; скопление очередности граждан, желающих получить земельный участок под индивидуальное жилое строительство; проблемы возврата неиспользуемых земельных участков, а также деградация земель.
РАЗДЕЛЯЙ, ПРОДАВАЙ, СТРОЙСЯ…
В связи с присоединением части территорий Сайрамского, Ордабасинского и Толебийского районов к городу Шымкенту в 2011-2013 годы некоторые землевладельцы, имевшие крупные участки земли, предназначенной исключительно для сельскохозяйственного использования, стали делить их на более мелкие наделы и продавать частным лицам. При продаже вопрос о сохранении целевого назначения земель совершенно не поднимался – возможно, по недосмотру участников сделки, а возможно, и сознательно, из корыстных побуждений продавца. Частные лица в основном покупали землю для того, чтобы строить себе жилье. Хотя стоит отметить, что, как показала прокурорская проверка, в большинстве случаев сами покупатели прекрасно знали, что покупают землю сельскохозяйственного назначения и что строительство на ней жилья попросту незаконно. Однако, как это часто бывает, граждане надеялись на авось: «Все строят, и я строю».
«Установлено, что около 500 гектаров земель сельскохозяйственного назначения в Шымкенте разделены на 5000 участков, из которых на 1000 участках уже построены жилые дома их новыми владельцами, – рассказал Хурсан Юнусов.
В прокуратуре отмечают, что по ряду дел уже имеются судебные решения о сносе незаконных домостроений. Граждане начинают предъявлять свои жалобы и недовольство местным исполнительным органам, однако такие претензии и требования выносятся совершенно не по адресу. С точки зрения закона, свои иски граждане должны были бы предъявлять продавцу, у которого они приобрели земельный участок. Тем более если он не предупредил их о целевом предназначении земли.
КТО «КРЫШУЕТ» САМОЗАХВАТ?
Прокуратурой установлены факты так называемого самозахвата земель в окрестностях Шымкента, когда на земельных участках начинается самовольное строительство жилья или других объектов. При этом у новоявленных хозяев нет никаких правоустанавливающих документов на этот земельный участок.
«Выявлено 452 дома на общей площади 39 га, построенных в течение последних нескольких лет на незаконно захваченных участках», – продолжил Хурсан Юнусов. Значительная часть нарушений, по заявлению прокуроров, была допущена как при попустительстве уполномоченных органов, так и при преступном содействии отдельных работников уполномоченных организаций.
С начала 2015 года по итогам прокурорских проверок было выявлено 1318 нарушений законности в сфере земельных отношений. Внесены 147 актов прокурорского реагирования, к различным мерам ответственности привлечены 66 лиц. В судах удовлетворен 81 иск на сумму 29,8 млн. тенге.
«По 17 уголовным правонарушениям начато досудебное расследование. В доход государства взыскано 232 млн. тенге, возвращена государству 21 тысяча земельных участков на сумму 472 млн. тенге. А за последние три года 16 должностных лиц были привлечены к уголовной ответственности с вынесением судебного приговора», – сообщил старший прокурор управления.
ОБ ОЧЕРЕДНОСТИ
В ЮКО в очереди на получение земельных участков числится более 137 тысяч человек, в том числе 65 тысяч в городе Шымкенте.
Местным исполнительным органам рекомендовано активизировать работу по созданию инфраструктурных условий для распределения земель под строительство индивидуальных жилых домов.
Земли под индивидуальное строительство сейчас могут выделяться только на окраинах города, то есть на совершенно необустроенных участках. Это вызвано объективными причинами: расширением городских границ, большим количеством очередников на получение участков. В то же время исполнительным органам, прежде чем выделять земельные участки, необходимо провести работу по организации хотя бы элементарного обустройства территорий, на которых планируется распределение участков под индивидуальное жилищное строительство, – прокладка дорог, подведение газо- и электроснабжения и пр. Также на коллегии обсуждались правовые механизмы и ненадлежащая работа уполномоченных органов по возврату в собственность государства земель у недобросовестных землепользователей, которые либо вообще не используют землю, либо используют ее нерационально.
О ДЕГРАДИРУЮЩИХ ЗЕМЛЯХ
На коллегии отмечалось, что особую тревогу вызывает состояние качества земель и их деградация.
По ЮКО наблюдается низкая доля севооборота – всего треть от всех площадей орошаемых земель. Не принимаются должные меры по поддержанию плодородия почвы, не соблюдается нормированная нагрузка количества скота по отношению к площади пастбищ, что приводит к перевыпасу скота либо, наоборот, к неиспользованию значительных площадей пастбищ.
Подобное нерациональное использование земель приводит к деградации почвы. Мы теряем собственную землю. Этот вопрос необходимо постоянно держать на контроле руководству акимата области, акимам городов и районов, руководителям территориальных подразделений РГП «НПЦзем» и других заинтересованных ведомств, подчеркивалось на коллегии.
Данил ШЕМРАТОВ