Порядок привлечения граждан к административной ответственности

19 февраля 2016 г. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, который вступил в действие с 1 января 2015 года, разработан во исполнение Послания Главы государства народу Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства».
Направлен на реформирование административного законодательства путем гуманизации и введения сокращенного производства по делу об административном правонарушении.

Введена норма, позволяющая судье, органу (должностному лицу) при установлении смягчающих обстоятельств сократить сумму штрафа до 30 процентов в отношении физических лиц, которая позволяет смягчить административную ответственность в случае наличия таких обстоятельств.

Однако необходимо отметить, что в действующем кодексе учет обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность не предусмотрен, поскольку свыше 50 процентов санкции статей предусматривают фиксированный размер штрафа.

Впервые в нашей стране вводится дифференцированная процедура, предусматривающая общий и сокращенный порядок привлечения граждан к административной ответственности.

Как известно, зачастую люди не согласны с уведомлением о штрафе, оспаривают его в судебном порядке. Поэтому теперь, если человек признает свою вину и не имеет претензий, он может в семидневный срок с момента вручения протокола оплатить лишь половину от суммы штрафа.

Если лицо не согласно с фактом совершенного правонарушения, то дело рассматривается в общем порядке.

Такой подход призван решить злободневную проблему взыскания штрафов. Сокращенное производство вводится в целях исключения волокиты при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Кроме того, такая новелла будет способствовать экономии процессуальных средств доказывания и оптимизации судебной нагрузки. Предлагаемая процедура призвана повысить взыскаемость штрафов и укрепить доверие к государственным институтам.

Конечно, в новом кодексе сохранены исключения для действующего в настоящее время особого порядка привлечения к ответственности по правонарушениям, совершенным в области налогового законодательства и правонарушениям, зафиксированным сертифицированными специальными контрольно- измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме.

В целях исключения коррупционного фактора, а также для обеспечения сокращенного производства в кодексе теперь установлен определенный размер штрафов.

По другим видам взыскания, где это возможно, сохранены относительно-определенные санкции.

Штраф выраженный в процентах, применяется только в определенных случаях за нарушение в сфере экологического, налогового, экономического законодательств, а также законодательства в сфере электроэнергетики.

Исключен институт возврата протокола об административном правонарушении и других материалов дела на до оформление, судья дает оценку процессуальным документам и имеющимся материалам по существу.

Введена новая глава, которая целиком посвящена обжалованию действий либо бездействий органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Этого не было в прежнем кодексе.

Важным изменением является введение института пересмотра вступивших в законную силу постановлений по административным правонарушениям в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Теперь в этой ситуации фигурантам административного дела достаточно написать заявление в суд и в случае признания проявления вновь открывшихся обстоятельств, суд должен будет пересмотреть дело.

Кроме этого пересмотр становится возможен как по непосредственной жалобе лица, привлеченного к административной ответственности, так и потерпевшего или законных представителей. Новый кодекс оговаривает достаточно узкий круг конкретных случаев, когда водительское удостоверение признается документом по делу об административном правонарушении. В остальных ситуациях можно обойтись без его изъятия.

Приведены такие меры обеспечения, как осмотр и личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств.

При этом введен институт использования научно-технических средств. Это позволит решать вопросы допустимости данных, полученных посредством автомобильных видеорегистраторов, видеокамер в общественных местах.

Уточняется институт исчисления сроков. Для четкого и однозначного правоприменения при исчислении срока в него включается и нерабочее время, за исключением случаев, когда срок исчисляется сутками.

Изменена и уточнена дефиниция «административного задержания», более подробно прописан порядок уведомления участников производства по делам об административных правонарушениях.

Изменения виды административных взысканий (ст.45 КоАП действовавшего до 1 января 2015 года, ст.41 действующего КоАП), из которых исключается возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения правонарушения. В результате количество взысканий сократилось с десяти до девяти.

Немаловажным новшеством явилось полное исключение минимального размера штрафа.

Теперь физические, должностные и юридические лица будут нести административную ответственность в пределах установленного законом максимального размера административного штрафа. Для физических лиц это не более 500 МРП.

Освобождение от административной ответственности возможно лишь ввиду истечения срока давности, амнистии или примирения.
Прокурор прокуратуры Каратауского района Р. Казмуханбетов.

Реклама