Эта история может стать типичной для многих предприятий не только нашего города, но и всего Казахстана. Одномоментно лишились работы 40 сотрудников скорой медицинской помощи. Об этом они рассказали телеканалу «Отырар TV».
Но в облздраве повлиять на руководство уволенных медиков не могут: по словам специалистов управления здравоохранения, все они – работники частного медцентра, и принимать решение о сокращении – только учредителю центра.
ОБЫЧНАЯ ИСТОРИЯ?
Гульсум Каюпова в слухи о предстоящем увольнении не верила до последнего. Женщина не могла понять, почему медицинскому центру услуги опытного специалиста больше не понадобятся. По ее словам, сначала медработников отправили в отпуск без содержания, по истечении которого их уволят. Как говорят медики, руководство медцентра и раньше нарушало трудовое законодательство, но они соглашались со всем, потому что недовольных здесь никто не задерживал.
«Нам не оплачивают больничные, не оплачивают ночные смены, вредность не оплачивают, категории не оплачивают, мы уже и на это согласны. Работаем так с 2012 года. А сейчас как быть? У людей семьи. Некоторые являются единственными кормильцами своих семей. У многих семей кредиты», – возмущается Гульсум Каюпова.
По закону о предстоящем увольнении людей должны были уведомить заранее, говорят медики. До сокращения при медцентре работали пять бригад скорой медицинской помощи. После сокращения их осталось три. «Нам сказали: две из пяти бригад сокращают. Будут работать три бригады. Но как?! Получается, три бригады будут работать, а финансирование будет поступать на все пять? Мы и так толком не успеваем на вызовы. И еще нас же сокращают!» – говорит Айтжан Бейсенов.
То, что «скорая помощь» в Шымкенте не всегда оказывается скорой, потому что не справляется с огромным потоком вызовов, подтверждает и главный врач областной станции скорой медицинской помощи Гульнар Курманбекова. По ее словам, ежедневно на станцию скорой помощи поступает порядка полутора тысяч заявок. Значительную часть из них обслуживают врачи скорой помощи при медцентре Орынбаева. В области давно уже не скрывают: нехватка кадров для неотложки – одна из серьезных проблем.
«К сожалению, мы нередко опаздываем. Если две из пяти бригад при клинике Орынбаева не будут работать, нам станет очень сложно, а число опозданий вырастет в разы. В сутки специалисты клиники выезжают на 80-90 вызовов, а если сократится количество бригад, значит, они смогут обслуживать только 40», – говорит Гульнар Курманбекова.
В областном управлении здравоохранения сокращением сотрудников «скорой» удивлены. По их словам, все пять бригад, работающие при медцентре, финансируются из госбюджета. «Никаких вопросов о сокращении бригад или медиков не поднималось. Да это и невозможно, потому что средства предусмотрены на финансирование всех пяти бригад», – поясняет Сауле Арипбекова, главный специалист управления здравоохранения ЮКО.
Это значит, сокращение сотрудников скорой медицинской помощи незаконно? Вот только вмешиваться в деятельность медцентра, похоже, никто не будет. Как нам пояснил специалист управления здравоохранения, пожелавший остаться неизвестным, решение о сокращении специалистов может принимать только руководство лечебного учреждения. Потому что они – частники. И если учредителю невыгодно, он может сократить штат.
А КАК ПО ЗАКОНУ?
Мы попросили прокомментировать ситуацию руководителя инспекции по труду Южно-Казахстанской области Бастара Ескараева: «С нового года вступил в силу новый Трудовой кодекс. Надо отметить, что при подготовке проекта было много критических замечаний в его адрес. Но обсуждение тем и хорошо, что в результате него вносятся поправки. Особенно я хочу отметить ту статью, в адрес которой было больше всего критики. Это статья 52, которая по старому проекту давала право работодателю расторгать трудовой договор по своей инициативе в связи с ухудшением его экономического положения. Статью приняли, но с поправками. Да, у работодателя осталось право расторгать трудовой договор по своей инициативе в связи с ухудшением экономического положения. Но при расторжении трудового договора по основанию, предусмотренному подпунктом 3) пункта 1 статьи 52 настоящего кодекса (снижения объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшего ухудшение экономического состояния работодателя – ред.) работодатель обязан письменно уведомить работников о расторжении трудового договора за пятнадцать рабочих дней, если в трудовом, коллективном договорах не предусмотрен более длительный срок уведомления. По соглашению сторон срок уведомления может быть заменен выплатой заработной платы, пропорциональной не отработанному сроку. В уведомлении работодатель обязан указать причины, послужившие основанием для расторжения трудового договора. Расторжение трудового договора по данному основанию возможно при одновременном соблюдении следующих условий: 1) закрытие структурного подразделения (цеха, участка); 2) отсутствие возможности перевода работника на другую работу; 3) письменное уведомление не менее чем за один месяц представителей работников с указанием причин, послуживших основанием для расторжения трудового договора (наличие непосредственной связи между экономическими изменениями у работодателя и необходимостью расторжения трудового договора)».
Вот только заниматься вопросом увольнения 40 человек даже госинспекция по труду не станет, пока к ним не обратятся официально. «Они должны написать нам заявления, и после этого мы сможем проверять законность увольнений», – сказал Бастар Ескараев.
Нам очень хотелось получить комментарий главного врача больницы, но, к сожалению, на наши звонки и СМС он не ответил. Впрочем, мы надеемся, что руководство медицинского центра представит свою точку зрения. Мы ее обязательно опубликуем.
Саида ТУРСУМЕТОВА
P.S. Как нам стало известно, попали под сокращение и работники нескольких известных в Шымкенте кондитерских. Правда, официального подтверждения этой информации у нас нет. По данным, которые привел департамент статистики ЮКО, численность безработных в Южно-Казахстанской области составила 6,4 %, или 73,5 тыс. человек от общего числа экономически активного населения.