Льготное дизтопливо стало ближе сельчанам

Начальник отдела сопровождения проектов ПП ЮКО Канат Шалимбетов.

Благодаря содействию Палаты предпринимателей ЮКО льготное дизтопливо стало доступнее южноказахстанским сельхозпроизводителям.
В целях своевременного обеспечения сельхозпроизводителей дизельным топливом по фиксированной государственной цене Палата предпринимателей ЮКО совместно с управлением сельского хозяйства области и ассоциацией автозаправщиков «Жаңар жағар май» в январе текущего года приступила к работе по упорядочению распределения дизельного топлива и выработке критериев отбора оператора. О том, что изменилось в этом году в процедуре распределения субсидированного дизельного топлива, рассказывает начальник отдела сопровождения проектов ПП ЮКО Канат Шалимбетов.
— Еще в прошлом году в Комитет АПК, действующем при палате, стали поступать многочисленные жалобы от сельчан на недоступность дизтоплива по фиксированной цене. Было проведено множество встреч с ними, на которых они очень эмоционально рассказывали, что который год подолгу ждут выделения им объемов удешевленного топлива, и каждый год, махнув рукой, вынуждены покупать дизтопливо по рыночным ценам – время дороже. Проанализировав их жалобы и обращения, стало понятно: действующая система распределения льготного горючего не эффективна!

— Что представляла собой данная система?
— Коротко о порядке распределения топлива: сначала удешевленное дизтопливо распределяет по регионам профильное министерство, в зависимости от потребности регионов, которая формируется на основе заявок местных исполнительных органов. Потом эстафета распределения переходит к акиматам: акимы назначают операторов, которые должны поставлять удешевленное дизтопливо в регионы. Но именно здесь и кроется самое уязвимое место во всей цепочке, самая большая тайна.
На протяжении двух лет Палата предпринимателей ЮКО добивалась от профильных структур четкого регламента, согласно которому определялся оператор и распределялось топливо. Но нигде не находила ответа на вопрос: где полностью расписаны критерии отбора и каков перечень необходимых документов для участия? Поэтому Палата предпринимателей ЮКО поставила такую цель: сделать прозрачным механизм отбора операторов, чтобы люди видели: кому, сколько выделено и сколько кому распределено. В первую очередь нами совместно с управлением сельского хозяйства области и ассоциацией «Жанар жагармай» разработано положение о работе комиссии по отбору операторов, выявлены критерии отбора потенциальных операторов по распределению ГСМ. Раньше этого положения не было.

— Как комиссия работала без этого положения?
— Работали на основе рекомендации ассоциации «Жаңар жағар май». То есть ее представители рекомендовали тех или иных операторов, а акимат рассматривал и принимал решение. Как я уже отметил, много жалоб поступало от сельхозпроизводителей на то, что топливо просто не доходило до села. Крупные крестьянские хозяйства, естественно, были в состоянии доезжать до нефтебазы и оттуда самовывозом забирать дизтопливо. Но этого не могли позволить себе мелкие хозяйства, так как дорога, как известно, «съедала» всю выгоду. В некоторых районах жаловались, что обеспечение охватывало только на 30 процентов от потребности. Чтобы не повторять этих ошибок, Палата предпринимателей ЮКО еще в августе вышла с инициативой повысить ответственность операторов и разработать такой механизм, при котором льготное дизтопливо доходило бы до каждого хозяйства и при этом не ущемлялись бы интересы операторов. Но тогда управление сельского хозяйства не услышало нас. И совещания проходили без их присутствия. В этом году представители Палаты и ассоциации «Жаңар жағар май» были включены в эту комиссию.

— Чем вы, как представитель палаты, занимались в этой комиссии?
— Мы рассматривали финансовое положение операторов, их способности, наличие инфраструктуры и АЗС в том или ином районе, учитывали возможности покупки топлива по заниженной цене и соответственно её доставке. Учитывали деловую репутацию предпринимателей. По всем этим критериям мы выявили ряд операторов и рекомендовали их на утверждение. Сегодня они уже приступили к работе. Льготное дизтопливо сельчане уже начали получать.

— По какой цене они получают дизтопливо?
— Предельная цена составляет 85 тенге за литр дизельного топлива. Это если они забирают его с районных автозаправочных станций, а если же крестьяне будут вывозить с самой нефтебазы, то есть со склада, тогда цена будет другая, в зависимости от района.

— Как изменилось количество операторов?
— Их стало больше. Если раньше количество операторов по всей области составляло 11, то в нынешнем году — 17.

— Получается, что в каких-то районах по несколько операторов?
— В прошлые годы в основном работали крупные операторы, без учета наличия у них автозаправочных станций, то есть крупные оптовики, у большинства из которых базы находились в областном центре. Они возили крупными партиями и ставили условия крестьянам о покупке всей партии. Однако мелкие крестьянские хозяйства не могли себе этого позволить. Мало того, что операторов стало больше, теперь же, кроме крупных поставщиков, в этом процессе принимают участие местные сети автозаправочных станций. Тем, кто ввозит издалека, выдвинуты условия, чтобы они загодя договаривались с автозаправочными станциями и отпускали на месте.

— По той же фиксированной  цене?
— Безусловно, не больше 85 тенге. В этом году, как известно, отменили большинство субсидий на растениеводство. Поэтому возросла актуальность доступности ГСМ. Крестьянам очень важна хоть какая-то поддержка со стороны государства, и мы смогли им это обеспечить. Кроме того, мы предусмотрели мониторинг доступности топлива, и для этого в каждом районе создали группы, куда входят директора филиалов палаты предпринимателей, заместители акимов районов, представители отделов сельского хозяйства, акимата сельских округов.

— Изменилось ли количество льготного дизтоплива, выделяемого на область?
— Нет. Из года в год оно примерно одинаковое — 35-38 тысяч тонн на весенне-полевые работы  для ЮКО.

— Вы отметили, что вопрос доступности льготного дизтоплива для сельчан сдвинулся с мертвой точки благодаря деятельности Комитета АПК, созданного при палате.  Какие еще проблемы удалось решить комитету?
— Учитывая, что аграрный сектор занимает значительную долю в структуре экономики ЮКО, где более половины населения проживает в сельской местности, в Палате предпринимателей ЮКО два года назад создан Комитет агропромышленного комплекса. В него вошли представители крупных сельхозформирований области, отраслевых ассоциаций, науки. На заседаниях ими озвучиваются и обсуждаются насущные проблемы сельхозотрасли с госорганами и всеми заинтересованными  сторонами, вырабатываются соответствующие решения, предоставляется экспертные заключения на проекты нормативно-правовых актов.

В прошлом году, к примеру, удалось решить вопросы снятия ограничительных норм в законе «О развитии хлопковой отрасли», по  инвестиционному субсидированию по обращениям сельхозтоваропроизводителей, по обеспечению сельхозпроизводителей поливной водой из Арыс-Туркестанского магистрального канала. Сегодня на стадии решения — проблемы по утверждению методики трансфертного ценообразования по хлопку-волокну.

Автор: Жансая Жетписбаевна Рысбаева.

Реклама