Общение чиновников и народа в Шымкенте особо отметил известный казахстанский политолог, директор «Группы оценки рисков» Досым Сатпаев.
В одном из своих интервью он отметил бездействие городских властей без отмашки из столицы. Исключением стал Шымкент.
«В любой внештатной ситуации местная власть должна работать с горожанами оперативно! Не ждать, пока в Астане скажут, что делать, а самим реагировать на эти события. Потому что власти отвечают за безопасность. Так и в Алматы. Что можно ожидать от городского акимата? Когда 21 мая были митинги, помните, аким алматинский не выходил. Хотя бы чтобы успокоить население. В Шымкенте была другая ситуация — представители акимата вышли, отреагировали. Руководство города вышло к людям, и это в какой-то степени даже нейтрализовало напряженность сразу! В Алматы этого не было…» — пояснил Досым Сатпаев в студии программы AzattyqLIVE на сайте Радио «Азаттык».
В целом речь в интервью шла о митингах и беспорядках, об угрозе терроризма и об опасности развития дальнейших событий, связанных с радикализмом. Сегодня радикальные группировки нападают на представителей силовых структур, и этому есть объяснение, отметил политолог.
«Если наблюдать тренд последних лет, то основные нападения идут, в первую очередь, на представителей силовых структур. Это своего рода визитная карточка наших радикалов. Здесь большую роль играет информационный фактор – если кто-то нападает на силовиков и даже наносит какой-то урон, то, с точки зрения радикалов, это, в первую очередь, очень серьезно бьет по имиджу власти: если мы способны нападать на силовые структуры, которые не могут себя защитить, что тогда говорить в целом о власти. Она не может защитить никого, даже саму себя», — сказал политолог.
Досым не поддерживает точку зрения о том, что мирным жителям ничего не грозит, и приводит в пример опыт других стран.
«Как показывает мировой опыт, деятельность радикалов начиналась с нападений на чиновников — так действовали в Италии, Греции. Но потом постепенно произошла трансформация и нападения с силовиков перешли на мирных жителей. Почему? Во-первых, это безопаснее, во-вторых, эффект от ущерба больше и информационный эффект тоже. И в Казахстане такая трансформация тоже возможна», — считает политолог.
Досым Сатпаев также выразил несогласие с позицией, что источник радикализации общества – исключительно социально-экономические факторы. «По официальной статистике, в Казахстане большинство задержанных — это безработные до 29 лет, большинство из них якобы ранее были задействованы в криминальной сфере. Но есть тревожный тренд — в радикальные структуры уходят представители других сегментов: социальных, демографических, этнических. Это говорит о мощном провале в идеологической работе, в том числе с молодежью», — сказал политолог.
Вместе с тем он не исключил, что происходящие в Казахстане атаки экстремистов являются частью войны элит.