Учебный год подходит к своему завершению. И родители первашей могут уже выдохнуть и спать спокойно, осталось две недели, итоговые «срезы» и первый в жизни последний звонок. А вот семьям выпускников пришлось изрядно поволноваться – в ряде СМИ прошла информация о продлении учебного года для всех одиннадцатиклассников страны до 1 июля!
А год все никак не кончится…
«Продлить учебный год для выпускников 11-ых классов были вынуждены из-за изменения порядка выпускных и вступительных экзаменов, – писали республиканские издания. – С этого года они проходят в два этапа: сначала выпускные экзамены пройдут в школах, а с 20 июня по 1 июля будет проходить ЕНТ для поступления в вузы. Продление учебного года до 1 июля позволит выделить дополнительные средства специально на обеспечение учащихся, в том числе подвоз, питание и ночлег».
В Министерстве образования и науки Казахстана прокомментировали слухи о «продлении» учебного года для 11-классников. Как сообщили в МОН РК, учебный год для всех школьников заканчивается как обычно. «У нас нет продления учебного года. Учебный год для 11-класса завершится, как и планировалось – с выпускными экзаменами с 1 по 10 июня. Никаких изменений не произошло. 11-классники действительно отчисляются 1 июля из школы, потому что школа продолжает нести ответственность за их регистрацию и доставку на ЕНТ. Мы просим верить только официальной информации Министерства образования и науки, размещенной на официальном сайте ведомства», – сообщили в МОН РК.
А вот о выпускных экзаменах напомнить будет не лишним. Они в школах Шымкента начнутся 29 мая. До 27 мая все темы экзаменов будут доставлены в школы.
Экзамены и их поклонники
«Внимание выпускники школ и их родители! Итоговую аттестацию для получения аттестата и знака «Алтын белгi» будут сдавать все выпускники школ без исключения. 1 февраля создана экзаменационная комиссия, в состав которой вошли учителя-предметники, представители родительских комитетов и общественных организаций. До 1 марта комиссия сформировала списки выпускников, сдающих итоговую аттестацию», – такое сообщение от министерства образования распространяется в социальных сетях.
И если сегодня кто-то предложит вашим детям готовые экзаменационные работы, вроде вариантов, не верьте! Готовых еще нет в природе. Материалы экзаменационных работ будут разработаны Министерством образования и науки Республики Казахстан до 23 мая, а только к 27 мая управления образования на местах доставят экзаменационные материалы до каждой школы. Итоговая аттестация будет проводиться с 29 мая по 9 июня.
В итоговую аттестацию войдут четыре обязательных предмета и один по выбору:
Родной язык и литература – эссе (письменно). Время сдачи – 3 часа. На выбор выпускников будут предложены 10 тем: 5 литературных и 5 свободных.
Алгебра и начала анализа – письменно, время сдачи – 5 часов.
История Казахстана – устно; 30 билетов по три вопроса. На подготовку ответа дается 20 минут.
Казахский язык в школах с русским, узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения; русский язык в школах с казахским языком обучения – тестирование, 40 вопросов, разделенных на три блока: лексика и грамматика, аудирование и чтение.
Предмет по выбору: физика, химия, биология, география, геометрия, всемирная история, литература, информатика, иностранный язык – тестирование, 40 тестовых заданий.
Комплекс учителя и ученика
В школах стартуют итоговые родительские собрания и ходить на них все равно придется… Отдельных родителей, и их немало, в школу никакими коврижками не заманишь. И дело не в том, что папам и мамам плевать на воспитание и обучение ребенка. Дело в другом, очень интересном моменте. Каком? Почитайте, может это вам знакомо)))
Мама, сидя на родительском собрании, нацарапала на парте сына: «Тебе хана!»
«Не знаю, как вы, а я не люблю родительские собрания. Как-то уж слишком быстро на них оживает смешанное чувство вины и желания, чтобы урок закончился и можно было бы поскорее куда-то отсюда деться. Такое, вроде прочно забытое чувство, из самой глубины школьного детства.
Мы выросли, а вот эта противненькая смесь вины и желания, чтобы все поскорее закончилось, является без спросу. И на родительские собрания к собственным детям мы именно с ним, с этим противненьким чувством, и ходим, разве нет? И родительские собрания не обманывают наших ожиданий.
Для педагогического коллектива мы, в сущности, тоже нисколько не изменились, остались в лучшем случае – милыми несмышленышами, в худшем – противными тупицами. Даже если мы учились в совсем другой школе и в другом районе и даже в другом городе. По секрету: для учителей почти все люди в лучшем случае несмышленыши, а в худшем… Это называется профессиональная деформация.
И вот мы, на этих собраниях, слушаем, что говорят о наших детях. Какие у них успехи. Про это, правда реже. Чаще – какие неуспехи. Не потому, что хотят нас как-то специально унизить или оскорбить. Просто не знают, что бывает по-другому и даже не предполагают, что может быть. И искренне не догадываются, что это бестактно, негуманно и попросту обидно.
Да и мы, положа руку на сердце, не всегда в состоянии отследить, почему после этих самых собраний, вернувшись домой, хочется в крайне жесткой форме объяснить своему нерадивому отпрыску, как он был неправ, написав на два, три, четыре даже – для многих родителей и это непоправимо – контрольную по математике и вообще сделал все, о чем рассказали вам на собрании.
Львиная доля нашего недовольства школьными успехами собственных детей связана, скорее всего, с двумя вовсе не очевидными причинами.
Причина первая. Мы знаем, что помещение школы, не говоря уже о разговоре с учителем, очень быстро превращает нас из взрослых дядь и теть в первоклассников, не успевающих писать палочки в тетрадь мальчиков или в девочек-хорошисток, у которых с палочками все в порядке. Почему именно в первоклассников?
Потому что именно в это время мы особенно беззащитны перед школьными правилами, перед учителем, перед новой жизнью, в которой мы, возможно, не чувствовали себя успешными. Это потом мы нарастили мускулы (кто – нахальства, а кто – равнодушия) и научились защищаться. Но психика так устроена – чувство собственного несовершенства оживает в нас в несколько раз легче, чем чувства уверенности и комфорта.
А теперь вторая причина. Она естественным образом вытекает из первой. Дойдя до учителя или до родительского собрания, мы как-то собираемся с силами, проводим сами с собой маленький тренинг на тему «Я уже большой».
А тут на тебе – опять тетя со строгими глазами объясняет нам, что мы все делаем не так – ну, раз наш ребенок до сих пор «жи» и «ши» не усвоил или интегралы, то ясно же, виноваты мы, потому что неправильно его воспитываем.
И тут наша психика делает кульбит. Ну, потому что ведь сил нет выносить все это и хочется побыстрее избавиться и от мути на душе, и от вины. Кульбит не сложный: раз учительница не виновата и я тоже не виноват, значит виноват ребенок. Это он не старается, это он ленится, это он несознательный.
И мы начинаем испытывать праведный гнев и несем его с родительского собрания домой, собственному ребенку. Это ему придется ответить за наш душевный дискомфорт, за школьную систему, за то, что у учителей, бывает, и сил нет, чтобы донести до детей «жи» и «ши» или интегралы, потому что они строчат бесконечные бумажки, отчеты и заполняют журналы.
Клоню я, собственно, вот к чему. Прежде чем отчитывать ребенка за школьные неуспехи и обвинять его в несознательности, прежде чем страдать, прежде чем мучиться виной за свое не слишком идеальное родительство, полезно отделить чувства, связанные с вашей личной историей школьных бед и побед, свое нынешнее раздражение школьными порядками, от того, что на самом деле происходит с учебой у ребенка».
Попробуем?
Подготовила Елена БОЯРШИНОВА (в материале использованы публикации открытых интернет-источников)