Руины Шымкента: что осталось от прессов-автоматов

Старшее поколение прекрасно помнит ЧПО КПО — завод прессов-автоматов в Шымкенте. Продукция предприятия во времена Советского Союза экспортировалась в 36 стран. Нынешнее состояние производственного объединения, разрушенные цеха и заросшая бурьяном территория — все, что осталось от некогда процветающего промышленного гиганта города.

Ветераны завода уверены:  при грамотном подходе флагман машиностроительной промышленности можно было спасти. Увы, не теперь.

Женщин мило беседующих на лавке объединяет одно — они все работали на заводе прессов-автоматов. Уроженка Крыма Раиса Крюкова работала в конструкторском отделе. На завод она пришла в начале 1954 года. Мастером своего дела, настоящим конструктором стала благодаря заводу. Через несколько лет работы предприятие отправило ее на учебу в Тульский политехнический институт. Раиса Кирилловна говорит, что ни дня не жалела о выбранной профессии. Завод стал для нее семьей.

В 91-ом, уходя на пенсию, конструктор Крюкова и предположить не могла, что завод будет полностью разрушен.

Раиса Кирилловна считает, что завод можно было переоборудовать. А то, что сейчас видит пенсионерка Прасковья Борникова, не добавляет ей жизни. Прасковья Сергеевна работала формовщицей в литейном цехе, а с Раисой Кирилловной они не только коллеги по заводу, но и соседи, и подруги. Прасковья Сергеевна считает, что «убийство» флагмана шымкентского производства — это преступление, за которое обязатеьно должны ответить виновные.

Женщины солидарны во мнении: смена эпох и развал Союза тут совершенно не при чем.

Трудовая биография Веры Марковой насчитывает несколько десятков лет, но вся она связана с заводом прессов. Вера Александровна не может сдержать слез, ведь завод был частицей ее жизни.

Ветеран труда Анна Федосеева с печалью вспоминает одну встречу 9 мая. Организовывал ее совет ветеранов завода. Годы идут, ряды тех, кто помнит расцвет завода, редеют. Жещины понимают, что время безжалостно. И любая крепость рано или поздно превратится в прах.

Но крепкая кирпичная кладка заводских стен разрушается не временем, а человеком и от этого женщинам только больнее. Испытавшие все тяготы военного и послевоенного времени женщины не теряют оптимизма. Пока они живы, стереть с их памяти историю о былой славе Чимкентского завода прессов-автоматов нельзя.

Шынар Оразова

Реклама