Уже давно и упорно ведутся разговоры о повышении роли учителя в обществе. Но, разговоры к делу не пришьешь. Стимулом к конкретным шагам в этом направлении стало прямое указание Президента страны в Послании народу Казахстана – принять Закон «О статусе педагога», который сейчас находится в стадии доработки в Министерстве образования и науки РК и должен вступить в силу уже с 1-го января наступающего года.
Мы решили поинтересоваться мнением на эту тему у «долгожителя» в сфере образования – Нышана Тасболатовича Байгутова. Он начинал свою карьеру с рядового учителя начальных классов, а закончил ее в должности начальника областного департамента образования Южно-Казахстанской области.
Казалось бы, законотворчество в педагогической системе должно Нышана Тасболатовича не так уж волновать – в 63 года он ушел на заслуженный пенсионный отдых. Но не умеющий сидеть без дела, он полтора года назад принял неожиданное предложение – возглавить новое для области общественное объединение «Локальный профессиональный союз работников учреждений образования». Добавим, на тот момент он уже более четырех лет являлся председателем областного Совета ветеранов образования. Так что все вопросы, связанные с педагогикой, его касаются напрямую, по профессиональному интересу. Так чего же ждут от «статусного» Закона учителя всей страны и наши, в частности?
МАТЕРИАЛЬНО-ОСЯЗАЕМЫЙ ПОДХОД
«Не секрет, что в последние десятилетия статус педагога снизился до недостойного уровня, – говорит Нышан Тасболатович. – Если раньше учитель нередко становился кумиром, образцом для подражания, то сейчас его рассматривают иногда как необходимое «поневоле» звено для перехода, допустим, в следующий класс или «счетчика» оценок успеваемости. Учитель как источник знаний? Его, как кажется многим, уже вполне может заменить Интернет. К тому же, ученики видят, что педагоги до предела загружены какими-то посторонними и суетными общественными делами – обслуживают выборы, участвуют в организации городских мероприятий… Со стороны родителей тоже, бывает, учителю предъявляют какие-то «потребительские» претензии: есть пробелы в воспитании ребенка – виновата школа, учитель не нашел к ребенку нужный подход… Эту ситуацию нужно менять. Какие для этого должны быть приняты меры? Я считаю, что для этого нужно создавать необходимые условия и, прежде всего, надо усилить материальное стимулирование, чтобы учитель, имея достойную зарплату, не брался за всякие «подработки», а целиком отдавал себя своему прямому образовательному делу».
Действительно, – так считают и многие преподаватели – если у тебя зарплата в 60 тысяч тенге, а нагрузка в одну учительскую ставку, разве можно выглядеть «статусно» на фоне своих, нередко, очень «важных» учеников из преуспевающих семей? Именно поэтому сейчас трудно встретить педагога-мужчину, потому что они, как кормильцы семьи, просто не могут себе позволить отдаться этой «малобюджетной» профессии. А ведь при нашем восточном менталитете роль преподавателя-мужчины была бы несомненно веской, значительной и авторитетной. Помните учителя истории из фильма «Доживем до понедельника»? Говорят, после выхода фильма школы значительно пополнились представителями сильного пола, и даже очки они стали носить, как у Вячеслава Тихонова…
«Кроме материальной, учителю сейчас нужна и моральная поддержка, – считает Нышан Байгутов. – Может, сейчас чаще нужно проводить профессиональные конкурсы на звание «Лучшего учителя» школы, города, района, области, а чествовать их должны первые лица администраций – с непременным ценным и достойным вознаграждением… Нужно сократить нагрузку на учителя, освободить его от несвойственных его положению функций, а систему поощрений сделать гибкой и справедливой. Допустим, преподаватель, у которого ученики лидируют на школьных конкурсах, олимпиадах должен быть отмечен не только похвальными словами и грамотами, но и щедрой дополнительной оплатой». Кстати, в дискуссиях о грядущем законе упоминался опыт китайских школ. Там учителям полагаются обязательные надбавки – и за проверку тетрадей, и за общественные поручения, и за классное руководство, и за ведение кружка или факультатива. Иногда такие надбавки у них достигают размера заработной платы. Может, и наш Закон это учтет?
ПРОФСОЮЗ ПОДСТАВЛЯЕТ ПЛЕЧО?
Профсоюз когда-то был мощной, разветвленной и богатой организацией, которая была способна не только выдавать бесплатные путевки трудящимся в санатории и курорты. Профсоюзы строили и содержали Дворцы и Дома культуры, музыкальные и художественные школы, спортивные комплексы и многое другое. С приходом рынка, понятно, это благополучие подошло к концу. Как и вообще исчезло исконное назначение профессиональных союзов, как организации, способной защитить рядового работника в трудовых разногласиях с работодателем. Сейчас профсоюзы начинают возрождаться буквально с удвоенной силой. Уже существуют профсоюзы под эгидой ФПРК (Федерации профсоюзов Казахстана) и профсоюзы при Казахстанской конфедерации труда. Суть различия между ними – не наша тема. Главное, эти новые профессиональные союзы объявили свою готовность стоять на страже Трудового кодекса РК в тех его частях и параграфах, где обозначены Права трудящихся граждан, гарантировать их соблюдение и защиту перед лицом всесильных хозяев жизни.
Нышан Байгутов как раз и возглавляет локальный профсоюз работников образования теперь уже Туркестанской области, относящийся к Казахстанской конфедерации труда и, хотя это общественное объединение существует у нас недавно, уже есть конкретные позитивные результаты.
«Под крылом нашего профсоюза находятся более ста учреждений образования различных форм собственности, кроме детских садов, – пояснил Нышан Тасболатович. – Эти учреждения, заключившие с профсоюзом коллективные соглашения, уже не могут дать учителю нагрузку менее одной ставки, то есть, обязуются оплачивать 18 полноценных часов в неделю. Руководство уже не может отправить своего работника в отпуск «без содержания» и берет на себя обязательство оплачивать его временную нетрудоспособность – больничные листы. Никуда не делось и распределение путевок для желающих поправить здоровье: в этом году профсоюзом были выделены 120 льготных 50-процентных путевок в близлежащие курортно-оздоровительные учреждения – Манкент, Сарыагаш, Мерке, Жана-Курган – кому куда нужно по медицинским показаниям. Были случаи, когда профсоюз вставал на защиту учителей в трудовом споре – в колледже Ленгера, в агроколледже в Шымкенте – там не хотели оказывать материальную помощь своим педагогам по состоянию здоровья… Через проводимые нами семинары руководители лучше ориентируются в статьях КЗоТа, где не только оговариваются их права, но и обязанности перед своими сотрудниками. В организации досуга педагогов мы тоже не остаемся в стороне. В День Учителя, День Труда, День профсоюза обязательно устраиваем праздничные мероприятия – с награждением и поощрением лучших работников отрасли. Наш профсоюз еще молод, и я думаю, что со временем он будет еще более полезен для тех, кто вступил в наши ряды».
БЫВШИХ УЧИТЕЛЕЙ НЕ БЫВАЕТ
Как председатель областного Совета ветеранов учреждений образования и как бывший педагог, Нышан Тасболатович очень хорошо понимает внутреннее состояние своих коллег, когда с выходом на пенсию они оказываются перед мрачной бездной невостребованности. Вот только что вокруг них кипела молодая жизнь, они были, как говорится, нарасхват, и вдруг, оказывается, их опыт и знания уже никому не нужны…
«Я сам после выхода на пенсию восемь месяцев сидел дома, – вспоминает Нышан Тасболатович. – Сидел принципиально, ну, думаю, наконец-то отдохну. Но скоро понял – нет, такая «растительная» жизнь не для меня. Так и мои учителя, входящие в Совет ветеранов, по-прежнему полны энергии и желания что-то делать. Поэтому работу Совета мы строим так, чтобы учителя не чувствовали себя за бортом жизни. В прошлом году наши ветераны давали показательные открытые уроки в школах города и знаете – ученики их слушали не шелохнувшись! Сейчас почти забыто понятие наставничества, а ведь учителя с прежней педагогической «закваской» могли бы стать мощной подмогой для начинающих преподавателей, впервые переступивших порог школы. Меня в свое время поразило отношение к бывшим учителям в Финляндии. Там их «закрепляют» за определенной школой и они выступают как бы «советниками» по воспитательной работе. Нужно понимать: опыт с годами только растет в цене».
В прошлом году Нышану Тасболатовичу Байгутову исполнилось 65 лет. Он еще не только «в строю», но идет пока в авангарде своего строя. Юбилейный праздник ему устроили и учителя-ветераны. На этом вечере вспоминали все крылатые выражения, пословицы и поговорки, которыми изобилует его богатая «филологическая» речь. Их он применял на планерках, напутствуя «подведомственных» ему педагогов на нелегкую педагогическую работу. Вот один афоризм, характеризующий светлое качество его личности: «Учитесь радоваться успехам других – это гораздо тяжелее, чем сочувствовать горю». Разве это не мудрость?
Елена Летягина