Почему так востребована тема бескорыстия, добрых поступков? Возможно потому, что подобные примеры благородства дают людям силу жить дальше, наполняют наше существование простым и понятным смыслом. А еще, подобные факты вдохновляют, возвращают веру в справедливость, в праведный исход событий.
В конце ноября к нам в редакцию обратилась жительница Шымкента Лариса Нешитова. В своем весьма эмоциональном обращении Лариса Романовна возмутилась тем фактом, что дочь ее соседей по даче, учащаяся второго курса профколледжа легкой промышленности и сервиса, на протяжении пяти месяцев не получает стипендию. Да, их учат, кормят в колледже, но причитающейся ей стипендии девочка и ее сокурсники не видят с лета! Сумма, казалось бы, невелика – всего-то 16 тысяч тенге в месяц… Но ведь за пять месяцев! Для небогатой семьи оралманов – это реальное подспорье в семейном бюджете, это вполне ощутимые деньги.
Выясняя судьбу «зависнувших» где-то денег мне пришлось пообщаться и с бухгалтером колледжа Розой и с директором Гульмирой Тагаевой, и со специалистами управления финансов города Шымкента, а также с пресс-секретарем министерства образования и науки РК, с руководителем департамента финансов МОН РК Гаухар Шакаевой.
Аргументы местных специалистов: да, проблема с деньгами есть, более того – задержка не только со стипендией учащихся, но и с зарплатой преподавателей колледжа. Да, пять месяцев мучаемся… А причину объясняют организационной неувязкой – в передаче колледжа в ведение из областного управления образования в городское. Это, мол, связано с переводом областного центра из Шымкента в Туркестан, задержка идет из республиканского бюджета… Пообещали решить вопрос во вторник, потом – в пятницу, далее – в среду следующей недели, в четверг, в пятницу…
Всем этим доводам, объяснениям очень удивились в Астане. Директор департамента финансов МОН РК Гаухар Сериккалиевна ответила: «Да быть такого не может! От нас нет никаких задержек. Мы сегодня Шымкенту деньги уже за ноябрь перечислили!»
Вот так. Заметьте, я не пишу ни про какой «шымкентский вариант», ни про отмывание-прокрутку денег. Не было этого! У нас просто стандартные проблемы, связанные с ведомственным переходом. Не понимаете что ли?!
Вернемся к Ларисе Нешитовой. У нее изначально были подозрения, что деньги учащихся колледжа тупо прокручивают. Она сама всю жизнь работала бухгалтером в системе МВД РК и точно знает, что за республикой никогда задержек с перечислением средств не было, нет и не будет. Все происходящее – от лукавого, чисто местный «креатив».
«У меня душа болит за этих детей, – признается Лариса Романовна. – Учащиеся колледжа в основном дети из малообеспеченных семей, не имеют возможности даже доехать до места учебы, тем более с пересадками. Родители некоторых учеников обращались к руководству колледжа, но все это заканчивалось скандалом… Постоянные поборы то на одни цели, то на другие, привлечение детей к обязанностям техничек и дворников не оставляет возможности нормальной учебы. Не могу молчать и наблюдать безучастно на этот беспредел. Это наше будущее, с каким багажом это поколение вступит в жизнь?!»
На днях пришла радостная весть – стипендию учащимся колледжа выплатили. Их даже перестали привлекать к прежним дополнительным работам – уборке помещений, территории.
Разумеется, к этому позитиву Лариса Романовна не имеет прямого отношения. И все-таки, если бы не такие как она, эта проблема затянулась бы еще на больший срок, о ней не скоро бы узнали «там, наверху». Обращение Нешитовой дало пусть небольшое, но все же «ускорение» решению этого вопроса.
Есть такой музыкант и поэт – Петр Мамонов, так вот он искренне убежден, что: «Богу наши добрые поступки не нужны. Они нужны нам, чтобы сердце наше научилось любить». Вот эта семья оралманов, наверняка, душой отогреется от встречи с Ларисой Романовной. Думали ли они, что за них, за их ребенка заступится совершенно незнакомый ранее человек. Бескорыстно, просто по зову души.
Побольше бы и таких неравнодушных людей, как жители села Рыскул в Тюлькубасском районе. Летом у их односельчанина Даурена случилась беда – сгорел большой сарай. Что значит остаться в ауле без сарая? Это значит – не запастись кормами, обречь скот на голодное существование. По сути это разорение. Так вот, соседи собрались и асаром, то есть, сообща, выстроили ему сарай лучше прежнего. Каково теперь на душе этого человека? Так там же поселилась благодать, признательность землякам, это дало ему силы наслаждаться жизнью!
А на одном из национальных казахстанских телеканалов запущен проект «Тысячу тенге на дом!» Суть его – со всей республики желающие сдают, кто по тысяче тенге, кто больше – на строительство или покупку дома для нуждающейся семьи! И подается это так легко, по-доброму, что желающих помочь не убывает.
Обожаю читать в интернете подобные добрые истории. Если вкратце, то вот парочка таких.
… Молодая мама купила завтрак бездомному, а он оставил ей записку на чеке с шокирующим признанием, она открыла ее позже: «Сегодня я хотел покончить с собой, но ты заставила меня одуматься. Спасибо тебе, прекрасный человек».
… Решила устроиться на работу. Отпахала, но за день до окончания испытательного срока уволили. Иду, реву, звоню подруге: «Меня уволили, а ты не верила!» Она начинает меня успокаивать, мол, не огорчайся, отвлекись и прочее. И тут я понимаю, что это не моя подруга. Это был ее старый рабочий телефон, и меня утешала совсем неизвестная девушка.
… Мальчик, дрожа от холода, босиком стоял у витрины обувного магазина и, не отрываясь, смотрел на теплую обувь. К нему подошла одна дама и спросила чем он занят? «Я прошу Бога, чтобы Он мне дал одну пару ботинок», – ответил мальчик. Дама взяла ребенка за руку и вошла с ним в магазин. Она попросила продавца принести шесть пар детских носков и спросила, может ли тот принести таз с теплой водой и полотенце. Служащий принес все, о чем она его попросила. В подсобке дама сняла перчатки, вымыла ребенку ноги, высушила их полотенцем. Надела одну пару носок на ноги ребенку, затем примерила и купила ему ботинки, попросила завернуть остальные носки и отдала их мальчику. Потом она погладила его по голове и собралась уходить. В этот момент мальчик, глядя на нее со слезами на глазах, спросил: «Вы жена Бога?»
Не прерывайте эту цепочку доброты, дорогие. И вам самим побольше таких встреч.
Фарида Шарафутдинова