Сколько разговоров ведется о развитии казахстанского туризма. Сколько проектов было презентовано на площадках различного уровня… Но масштабных перемен пока что-то не видно. Что этому мешает?
Об этом мы беседовали с президентом группы компании «Зангар», председателем филиала ДПК «Акжол» города Шымкента, ветераном органов внутренних дел республики Алимханом Абжановым.
— Алимхан Досибаевич, вопрос вам, как полковнику полиции в отставке. Не из-за криминогенной ли ситуации в Шымкенте и в целом по стране к нам боятся ездить туристы?
— Сегодня я – гражданский человек, представитель бизнеса. Решение проблем борьбы с преступностью мне видится иначе, чем когда это входило в круг моих служебных обязанностей. После выхода на пенсию у меня появилось относительно больше свободного времени, я посетил 33 страны мира. Это были как деловые, так и туристические поездки. Мне есть что с чем сравнивать. И мне обидно, что многие туристы не посещают нашу страну именно из-за разгула преступности и низкого сервиса.
— Как это исправить?
— У меня есть предложение. Они позволят снизить уровень преступности более чем на 50%.
Прежде всего заявляю о том, что рост имущественных, а также корыстно-насильственных видов преступлений в немалой степени объясняется чрезмерной гуманностью и декриминализацией целого ряда статей Уголовного Кодекса РК 1998 и 2012 годов. Ситуацию усугубил ввод института примирения сторон по целому ряду умышленных уголовных преступлений. А это привело к постепенному отходу от обеспечения принципа неотвратимости наказания. Формально он соблюдается, но это явно несоизмеримо с тяжестью совершенного преступления.
Поэтому считаю – необходимо ужесточить наказание за умышленные имущественные и насильственно-корыстные преступления. Разумеется, в зависимости от суммы нанесенного ущерба и размера причиненного вреда здоровью потерпевшего.
Предлагаю поднять планку наказания от 5 до 15 лет лишения свободы. При этом, за совершение данных видов преступлений не применять институт примирения сторон. Преступления с малозначительными ущербами перевести в разряд административных правонарушений с наложением адмштрафов и административных же арестов от 10 до 30 суток.
Когда мы примем соответствующий Закон, скажем, в декабре, вводить его надо не с 1 января. Необходимо время на разъяснение Закона. Надо будет 3-4 месяца пропиарить его везде – в СМИ, соцсетях, по телевидению. Тогда человек будет знать, что, скажем, за кражу сотового телефона стоимостью 30-35 тысяч тенге он может загреметь на 8-9 лет тюрьмы. Тогда он сто раз подумает, стоит ли красть вообще…
— Но ведь это приведет к увеличению тюремного населения…
— Согласен. Сначала тюремный контингент несколько увеличится, но в дальнейшем будет спад.
— Как должен укрепляться правопорядок?
— Самая эффективная мера борьбы с преступностью – круглосуточное видеонаблюдение в местах массового скопления людей, оживленных улицах и перекрестках дорог. Это не мои домыслы, этот факт доказывается мировой практикой.
— Так мы же первыми в СНГ ввели видеонаблюдение у себя…
— Вот именно. Мы, будучи инициаторами введения видеонаблюдения среди стран СНГ, сегодня в числе аутсайдеров. Причиной тому – отсутствие новаторского подхода. Не секрет, что сегодня победителями тендеров по установке камер наружного видеонаблюдения становятся, как правило, близкие родственники так называемых «агашек» и «апашек». В результате существенная часть бюджетных средств уходит на «откаты» или попросту расхищается. Как следствие, в Центрах оперативного управления Департаментов полиции мегаполисов и областных центров установлены самые дешевые и давно устаревшие модели видеокамер.
— Ваше предложение?
— Предлагаю устанавливать современные видеокамеры без никаких затрат бюджетных денег по аналогии с Российской Федерацией. Когда видеокамеры будут везде, тогда общество почувствует полную безопасность.
— Что для этого нужно?
— Совсем немногое – необходимо реализовать возможности Закона РК «О государственно-частном партнерстве» от 31 октября 2015 года. По согласованию с Департаментами полиции мегаполисов и областных центров утвердить проектно-сметную документацию по установке и техобслуживанию дополнительных видеокамер в каждом конкретном микрорайоне, доме и подъезде. По итогам конкурсов определить победителя с заключением с ним договора о возврате затраченных денежных средств с добавлением маржи через обусловленное время за счет штрафных начислений. Думаю, что обоюдно выгодное соглашение серьезно заинтересует представителей бизнес-сообщества.
— Развитие – процесс обоюдный. Развивается общество, совершенствуется и преступный мир.
— Согласен. Человек, «заточенный» на преступность, тоже будет совершенствоваться и велика вероятность совершения преступлений в сфере высоких технологий. На сегодняшний день МВД РК не готово к массовым кибер-атакам. Это связано с тем, что хорошие специалисты в IT-сфере не желают идти работать в МВД ввиду маленькой заработной платы.
Я предлагаю создать на уровне государства своеобразный Департамент защиты и расследования преступлений в сфере высоких технологии. Эти технологии хороши тем, что не требуют локального присутствия специалиста. Подразделение может находиться в любом городе и расследовать дела всех регионов сразу. Считаю, от 30 до 50 человек было бы достаточно, чтобы контролировать преступность по всей стране. Таким образом количество физических преступлений и преступлений в сфере высоких технологий будет сокращаться.
— Алимхан Досибаевич, но ведь по большому счету причина роста преступности совсем в другом…
— Да, главная причина разгула преступности – отсутствие семейных ценностей, правильного воспитания, особенно в молодых семьях. Сейчас профилактикой преступности не занимается никто, кроме самого МВД. Поэтому предлагаю создать Комитет по семейным вопросам при Министерстве труда и социальной защиты РК, аналогичные структурные подразделения при областных и горакиматах. Кому надо, поясню…
— Этих мер будет достаточно?
— Думаю, это должен быть комплекс мер. Поэтому в том числе предлагаю создать единую базу данных работающего населения по всему государству – своеобразная электронная трудовая книжка на каждого жителя страны.
— Допустим, добьемся снижения уровня преступности в государстве, что дальше?
— А дальше – можно будет думать о сокращении штата полиции, высвобожденные деньги от сокращения штата и установки видео за счет предпринимателей можно направить на повышение зарплаты оставшимся сотрудникам полиции.
— Что из увиденного вами за рубежом было бы полезно перенять и нам?
— Я был в Грузии – в стране, в основном победившей коррупцию. Компактная по территории страна, население которой равно населению Туркестанской области и Шымкента вместе взятых – 3 миллиона 730 тысяч человек. В Грузии созданы все условия для бизнеса, развития туризма. Уровень преступности у них снизился. Никто на авто не ездит на скорости больше 120 км в час. Кругом видеокамеры, которые, как я видел по пути в Боржоми, даже в снег очищаются… И в эту страну ежегодно приезжает 9 миллионов туристов! К ним едут из Ирана, Азербайджана, других стран мира. Говорят, в Батуми очень много казахов, они там открывают бизнес, покупают квартиры. Полиция там не карательный, а сервисно-карательный орган. Если водителя пьяного задерживают, его не отвозят в вытрезвитель, ему выписывают штраф. А его авто не отправляют на штраф-стоянку – машина ведь не пьяная, ее отгоняют к дому автовладельца. Если у авто прокололись шины, то с заменой шин помогают полицейские. Разумеется, эта услуга оплачивается, официально.
В соседнем с Грузией Азербайджане сегодня очень много туристов из Эмиратов, Индии, Катара. В курортных зонах страны они снимают отели на длительный срок – где-то с 1 апреля по 1 декабря. Исправно оплачивают. Богатые люди. Раньше они отдыхали в Сирии, а теперь в Азербайджане. Города там красивые. Дома отремонтированные. Цветы. Глаз радуется.
Я был в курортной зоне Нафталан, эта местность очень похожа на наш курорт Сарыагаш. С любовью ухоженная, уютная. У нас же уже на подъезде к курортной зоне Сарыагаш виден бардак, везде мусор, центральная аллея курорта вообще в запущенном состоянии. Деревья необрезанные стоят, некрасивые, цветов нет. А там – рай… На подъезде красивые фонари, деревья с богатой кроной, ровные дорожки, скамейки, уютные беседки, фонтаны, пруды. В 150 км от Нафталана есть городок на 40 тысяч жителей, где расположены десять пятизвездочных отелей! И все заняты туристами.
По словам одного из министров Узбекистана они намерены переманить этих арабов к себе, предложив им отели такого же уровня в первую очередь в Шымгане.
У нас же ничего не делается не только для богатых арабов, но и для обычных «бюджетных» туристов. Деньги текут мимо нас!
Поэтому я считаю, что реформа по искоренению преступности и привлечение туристов в страну – это как задача-двойняшка, эта работа должна вестись параллельно. Нефть рано или поздно кончится. Или потребность в ней упадет. К примеру, в южных районах Китая 50% транспорта уже переходит на альтернативное топливо, на электромобили. И с чем тогда останется Казахстан? А туризм приносит очень хорошие деньги. Сколько людей будет трудоустроено – гидами, аниматорами, музыкантами, художниками, поварами, официантами, прислугой, водителями и т. д. Должна быть четкая программа по развитию туризма. Сейчас много чего хорошего делается в Туркестане. Это обнадеживает.
Я убежден, туризм надо развивать в южных регионах. Депутат Мажилиса от ДПК «Акжол» Дания Еспаева приостановила миллиардный по стоимости проект строительства горно-лыжной базы в Боровом. Базы, которая по большому счету никому не нужна. Как можно миллиарды пустить на отдых 15-20 человек? Хорошо, пусть приедут в год 100 человек, разве можно на это рассчитывать? Это же не окупится. Те, кто задумал этот дорогой проект думают не о развитии туризма, а только о распиле средств.
— Знаю, у вас есть конкретное предложение…
— Предлагаю на примере Нью-Йорка, где визитной картой города является Статуя Свободы или Рио-де-Жанейро, где установлена статуя Христа-Искупителя, установить у нас огромную статую Золотого Человека, найденного в городе Иссыке. Статуя должна быть высотой не менее 150 метров и установить ее можно между городами Шымкент и Туркестан, в районе села Кызыл Копир. Только ради того, чтобы посмотреть на нее в регион приедет огромное количество туристов и экономика региона вырастет в разы. Такая активность повлияет на повышение культуры народа, интерес к изучению истории и ценностей своего народа…
Соседний с нами Узбекистан принял мощную программу по развитию туризма. Там разработали новые маршруты, строят отели. Мы не должны отставать от них. В южном Казахстане много привлекательного для туристов не только из мусульманских стран, но и из России. Если в нашей стране будет мир, не будет больших потрясений, громких резонансных преступлений, подобных убийству Дениса Тена, то мы будем привлекательной страной для туристов. Нужны безопасность и отличный сервис. Думаю, этим вопросом озадачен не только я. За развитием туризма – будущее. Надеюсь, над решением этой задачи будет думать и только что всенародно избранный президент страны. В своей предвыборной программе Касым-Жомарт Токаев обещал искоренить коррупцию. А я считаю, что эта работа должна идти параллельно с искоренением преступности. Ну нереально найти честных чиновников в обществе, где воруют все, что плохо лежит…
— Благодарю вас. Надеюсь, ваши идеи найдут должную поддержку.
Фарида Шарафутдинова