Зоопарку Шымкента – 40, а Сайдуллаеву – 90!

Фото из архива Николая Дорогова

Кто стал самым первым обитателем зоопарка города Чимкента? Сколько времени прошло от подписания постановления облисполкома об организации зоопарка до его официального открытия? Откуда привезли к нам жирафа Петю и бегемота Султана? Филиалом каких зоопарков СССР мог стать наш зверинец?

Ответы на эти и другие не менее интересные вопросы знает и помнит первый директор зоопарка нашего города Насреддин Сайдуллаевич Сайдуллаев. На днях, точнее – 7 ноября ему исполнится 90 лет, а месяц спустя, если совсем точнее, то 11 декабря – «стукнет» ровно 40 лет со дня начала организации зоопарка. Обе эти даты – прекрасный повод напомнить шымкентцам о них.

БЫТЬ ВАМ ДИРЕКТОРОМ!
Предложение стать директором зоопарка «упало» на Насреддина Сайдуллаева в сложный период его жизни – осенью 1979 года – когда он вынужден был освободить должность директора чимкентского центрального парка культуры и отдыха. Причина – один из сотрудников парка, его подчиненный, отравился спиртным в рабочее время. Проводилось расследование. Многочисленные проверки засвидетельствовали непричастность Сайдуллаева к происшествию, случившемуся в парке. Уголовное преследование в отношении него было прекращено по реабилитирующим основаниям. И все-таки два месяца он просидел без работы. И тут, что называется «вдруг», такое интересное, заманчивое предложение. Однако, первоначальный восторг сменился у Сайдуллаева опасением – справлюсь ли с такой огромной ответственностью? Хоть он и был по одному из своих образований ветеринаром, и тем не менее, зоопарк – совершенно незнакомое для него дело. За его плечами был колоссальный опыт в кинопрокате, в организации досуга, а вот с животными, тем более – большой их группой, ему еще не приходилось работать.
В чувство его привела начальник областного управления культуры Кулянда Сарсенбаева: «Вопрос решен, обсуждению не подлежит. О твоей кандидатуре знает Асанбай Аскарович Аскаров. Готовься к встрече с ним». Таким был ее вердикт.
Запланированная встреча с первым секретарем Чимкентского обкома партии Асанбаем Аскаровым продлилась больше часа. Насреддин Сайдуллаевич с первых же минут был очарован всесторонней эрудицией Асанбая Аскарова (эту его черту отмечали многие), масштабностью его идей. Он сразу же проникся его инициативой создать в Чимкенте зоопарк – органичную часть будущей зоны отдыха горожан. В прямом смысле слова – в одночасье, он стал его единомышленником.

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ВРЕМЯ
Итак, 11 декабря 1979 года было подписано постановление исполкома Чимкентского областного совета народных депутатов об организации зоопарка. Под территорию будущего зверинца на месте бывшего карьера выделили 54 гектара земли. Был определен штат работников в количестве 217 человек! Сразу же началась работа по набору сотрудников и формированию коллекции животных зоопарка.
Перед сотрудниками создаваемого зоопарка изначально были поставлены конкретные цели и задачи. Первое – сбор и сохранение в искусственных условиях коллекций диких животных. Второе – проведение учебной и научно-просветительной работы в области зоологии и охраны природы. Третье — широкий показ жителям коллекций диких видов животных.

Фото из архива Николая Дорогова

«Я лично беседовал с каждым, кто приходил устраиваться в зоопарк на работу, – вспоминает Насреддин Сайдуллаев. – Критерий был один – любовь к природе, к животным».
Уже вскоре, с учетом поставленных задач, образовательного уровня набранной команды стало очевидно, что имеющихся знаний явно не достаточно. Поэтому было решено отправить в конце января 1980 года десант сотрудников для стажировки в зоопарк Алма-Аты…
Начиная с ранней весны в зоопарке стали проводить субботники по благоустройству его территории, по высадке саженцев деревьев.
Насреддину Сайдуллаеву памятен субботник, в котором приняли участие сразу 300 человек – это и сотрудники зоопарка и работники государственных и партийных учреждений.

Директор и его команда заблаговременно готовились к этому событию, даже «отрежиссировали» его – закупили и заточили необходимое количество лопат, приобрели грабли, другой необходимый инвентарь. Четкая, продуманная организация позволила исключить даже пятиминутные (!) простои. Никаких перекуров. Работали ударно, от души. Лопаты в руки взяли секретари обкома – Асанбай Аскаров, Клара Алипова, заместитель председателя облисполкома Дуйсенкуль Бопова и многие другие руководители, рядовые сотрудники.

Фото из архива Николая Дорогова

… Стоит напомнить, что строили зоопарк 54 организации Чимкента – за счет сэкономленных средств. Каждому предприятию было поручено соорудить тот или иной вольер, загон, бассейн. Метод «народной стройки» был хорош, но, как выяснилось позднее – он не учитывал многих особенностей содержания животных. Увы…
Шел 1980-й год, объявленный ООН Международным Годом ребенка. Открытие зоопарка планировали приурочить именно к этому событию.

КОЛЛЕКЦИЯ ЖИВОТНЫХ
Первым обитателем зоопарка стал сайгак, самец. Его по просьбе Аскарова зоопарку подарило одно из охотничьих хозяйств области. Вторым новоселом стала сова. Согласитесь, есть в этом что-то символическое…

Фото из архива Николая Дорогова

Ко дню официального открытия зоопарка, которое состоялось 29 апреля 1980 года, в коллекции зверинца было уже около 80 видов животных.

Фото из архива Николая Дорогова

Пополнялся зоопарк в основном стараниями самого Асанбая Аскаровича. На приобретение животных он поднимал все свои многочисленные связи. И не только среди охотничьих хозяйств Казахстана. Так в зоопарке появилась пара белых медвежат, привезенных из Московского зоопарка.

Фото из архива Николая ДороговаВ марте 1981 года из города Форт-Шевченко были завезены пять каспийских нерп. Из зоопарка Калиниграда к нам прибыл бегемот Султан.

Фото из архива Николая Дорогова

За двумя морскими котиками Насреддину Сайдуллаевичу пришлось лететь на Камчатку, на остров Беринга. Там располагался Командорский государственный заповедник морских котиков. Разрешение пограничников «выбивал» сам Асанбай Аскаров. Специально для доставки морских котиков в ташкентский аэропорт из Чимкента был отправлен рефрижератор. На нем-то ластоногие гости из Камчатки прибыли к нам, где их поместили в специальный бассейн. Котики, за время перелета соскучившиеся по воде, плескались в бассейне как дети…

Фото из архива Николая Дорогова

А вот жирафа Петю везли из Ленинграда в специальном вагоне. Со станции Арысь до Чимкента его доставили на отдельном тепловозе. Говорят, что этого жирафа купили в Ленинградском зоопарке по дешевке, за 250 рублей. Такая цена объясняется просто – у животного были определенные проблемы с пищеварением. Но все то время, что он прожил в зоопарке, он был едва ли не самым любимым его обитателем. Посетители всякий раз с восторгом смотрели на него.

Как-то Асанбай Аскарович, еженедельно посещавший зоопарк, высказал пожелание приобрести в коллекцию зоопарка особенно редкое животное или птицу. Выбор пал на фламинго. В Казахстане фламинго свободно обитали в Коргалжинском заповеднике Целиноградской области. С руководством заповедника по поручению Аскарова связалась замппредседателя облисполкома Дуйсенкуль Бопова. За птицами командировали заместителя директора зоопарка по научной работе Латифа Алиева, который принял личное участие в поимке этих очень грациозных и пугливых птиц на побережье озера Тенгиз.

Птиц в Чимкент везли самолетом Як-40, на взлетно-посадочной полосе аэропорта Латифа с со стайкой фламинго встречали секретари обкома Асанбай Аскаров, Клара Алипова и зампред облисполкома Дуйсенкуль Бопова.

Очень популярными у посетителей были и приматы. К сожалению, в Чимкент их доставляли только из Сухумского обезьяннего питомника, где до этого над ними проводили многочисленные медицинские опыты. Словом, они изначально были нездоровы. Поэтому из первой партии, в которой было 16 обезьян, уже в первые два месяца погибли пятеро. Причина – раковые заболевания пищеварительных органов. И эти обезьяны не размножались. За редким исключением. Однажды одна из них – зеленая мартышка – родила. Но у нее был начисто атрофирован материнский инстинкт, поэтому она и убила свою малышку…

Фото из архива Николая Дорогова

К слову, «холодность матерей», отсутствие «материнского инстинкта» – достаточно частое явление у животных зоопарка. Взять к примеру, белую медведицу Ники. Каждый год она приносила по малышу. Но кормить отказывалась. Однажды, когда она разродилась двойней, «отказная история» повторилась. Из-за этого погиб один новорожденный медвежонок. Надо было срочно искать вариант спасения. На помощь пришла маленькая собака, которая жила на территории зоопарка. Насреддин Сайдуллаевич до сих пор помнит ее кличку – Шойра. У нее самой были щенята, и она не отвергла медвежонка. Чтобы Шойра выдержала такую нагрузку – все-таки медведя и своих щенят вскармливала, ей сотрудники зоопарка обеспечили усиленный рацион питания. И дворняга выдержала. Жизнь медвежонка была спасена…

«НАУКИ ЮНОШЕЙ ПЫТАЮТ…»
В зоопарке Чимкента не забывали об одном из своих предназначений — научно-просветительском. Насреддин Сайдуллаевич прекрасно помнит о том, как Асанбай Аскарович поручил уделять науке должное внимание. «У нас был очень сильный состав ученых, проводивших научные исследования, – вспоминает первый директор. – К нам толпами ходили юные натуралисты.

Фото из архива Николая Дорогова

В научных секциях для них проходили открытые уроки, а служители у вольеров и клеток рассказывали школьникам о повадках и нраве зверей, птиц, рептилий и прочих обитателей. В зоопарке проводились серьезные научные исследования. Из рядов научных сотрудников зоопарка выросли два кандидата наук – это Латиф Алиев и Елена Чаликова. Большие перспективы подавали мой заместитель Алия Зарипова, Сапар Дауренбаев, Наиля Гимазетдинова, Елена Велижанина.

Нам предлагались серьезные совместные научные разработки по приматам – это с Сухумским обезьянним питомником и с Московским зоопарком – по лошади Пржевальского. Предполагалось даже создание филиалов этих учреждений. Всего в те годы в СССР было 33 зоопарка. Наш – по темпам и перспективам развития входил в десятку лучших».

Зоопарк в те годы был просто обласкан вниманием властей. Аскаров еженедельно навещал его. У него была феноменальная память. К примеру, проходя мимо вольера копытных, он мог заметить: «Почему сегодня только пять козлов прогуливаются? Неделю назад их было шестеро. Что с одним?»


Все именитые гости, приезжавшие в область, обязательно посещали дендропарк и зоопарк. Целых полтора часа знакомился с нашим зоосадом Динмухамед Ахмедович Кунаев. Увиденное его впечатлило.

… В должности директора зоопарка Насреддин Сайдуллаевич проработал от звонка до звонка без отпускных 12 лет! Его карьера завершилась сразу же после ареста в 1985 году Асанбая Аскарова. Сайдуллаеву не позволили остаться в зоопарке даже… слесарем. Правда, вскоре новый директор позвал его на работу своим помощником.
Здесь стоит напомнить, что первому секретарю Чимкентского обкома партии Асанбаю Аскарову поставили в вину строительство ряда внеплановых объектов в Чимкенте. Все, что было сделано при Асанбае Аскарове, посчитали нецелевым использованием госсредств, а достигнутые успехи в сельских районах посчитали приписками. Позже – ему вменили участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Алма-Ате, затем обвинили в получении крупных взяток, сняли с работы и исключили из партии. Это его-то — фронтовика, Героя Соцтруда…

В 1991 году Аскаров был освобожден из тюрьмы. Позднее он приезжал в Шымкент, посетил в том числе и зоопарк. С Сайдуллаевым он повстречался на главной аллее. Сопровождавшим его лицам Аскаров сказал: «Знакомьтесь, это директор зоопарка, с которым мы на пустыре создали эту рукотворную сказку!» На что Насреддин Сайдуллаевич ответил: «Асанбай Аскарович, я отставной директор». В этот день он стал для дорогого гостя и его друзей экскурсоводом по зоопарку, в который они вложили частицу своего сердца и души.

Говорят, служить животным – это особый талант, дар избранных. И едва ли не самое страшное преступление – это обкрадывать животных, содержащихся в неволе, урезать или забирать их долю. Эти «народные» постулаты Насреддин Сайдуллаев считает едва ли самыми главными в своей жизни.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Реклама