Когда тайное становится явным?

https://severpost.ru/

Все когда-либо обращались за помощью к людям в белых халатах. Мы смотрим на врача, как на Бога, искренне рассказываем ему о своих недугах, и, конечно же, надеемся, что наши откровения останутся в стенах его кабинета.

Но бывает так, что тайное становится явным, и о ваших «болячках» могут узнать те, кто «ради красного словца, не пожалеет и отца». Так, однажды, из бурного обсуждения молоденьких медсестер и участкового врача, к которому я пришла на прием, ненароком узнала, что соседке удалили камни из желчного, а другого – любителя выпить, поставили на учет в наркодиспансер.

Еще случай, который даже за давностью лет вызывает улыбку. Итак, огромный лечебный центр, где в будни яблоку негде упасть. Военный, лет 50-ти пристроился в очередь на УЗИ. Симпатичная доктор посоветовала ему выпить как можно больше воды. Бравый полковник опустошал одну баклажку за другой. Через час врач вышла в коридор: «Следующий! Так, женщина, вам еще рано, минут через двадцать зайдете!»… И, обратившись к военному, крикнула: «Мужчина! Писать хотите? Тогда пойдемте!»… Реплика врача так оживила приунывший народ, что тот просто скрючился от смеха. Не от бесцеремонности врача, а от сконфуженного вида солидного мужчины в погонах. В воздухе еще долго витала радость очередников.

О ДЕОНТОЛОГИИ, ЭТИКЕ И ПАЦИЕНТАХ

«Думаю, это единичные случаи, когда медицинские работники нарушают этику, – говорит юрист городского управления здравоохранения Мамбеталы Карабеков. – Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения», гласит – медики и фармацевты обязаны добросовестно выполнять профессиональные обязанности, с уважением относиться к пациентам, руководствоваться принципами медицинской этики и деонтологии. Что это такое? Это основа поведения персонала, работа которого помогает получить максимальную пользу от лечения. Понятие это многогранное – сюда входят вопросы соблюдения врачебной тайны, конфиденциальности информации о пациенте, ответственности медработника за его жизнь и здоровье, и даже вопросы взаимоотношения коллег между собой».

По словам специалиста, кроме глубоких знаний, богатой практики, нужно уметь чувствовать состояние человека. Один из известных постулатов Ибн Сины гласит, что «врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, сердцем льва и мудростью змеи». Контакт с человеком, который просит о помощи, врачу просто необходим, следует быть внимательным, настроиться на дружелюбную волну и, конечно же, избегать тем, не имеющих отношения к лечению больного. Ведь многие из заболевших страдают не только от болезни, но и от порождаемых ею тревоги и страхов. Тесно с деонтологией переплетается врачебная тайна.

«Врачебная тайна – понятие, включающее в себя медицинский, правовой, социально-этический аспекты, – говорит Мамбеталы Жайлауханович, – оно запрещает медицинскому работнику сообщать третьим лицам информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, результатах обследования. Любая информация, полученная при обследовании и лечении пациентов – табу.

Нельзя ни в коем случае делиться информацией, полученной медиком от пациента без его согласия или с разрешения его законных представителей. Подчеркну, что разглашение врачебной тайны преследуется законом, если это было сделано без профессиональной или служебной необходимости.

Если утечка информации выразилась в сообщении сведений о наличии у больного, к примеру, ВИЧ, данное деяние наказывается штрафом в размере до 160 месячных расчетных показателей, исправительными работами, привлечением к общественным работам сроком до 160 часов или арестом до сорока суток, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Если медработник без надобности поделился полученными в ходе медосвидетельствования данными и это повлекло за собой тяжкие последствия, виновный наказывается штрафом в размере до 4000 месячных расчетных показателей, либо исправительными работами в том же размере, привлечением к общественным работам на срок до 1000 часов, ограничением или лишением свободы на срок до четырех лет и лишением права занимать определенные должности или заниматься врачебной деятельностью на срок до трех лет.

По словам М. Карабекова, случаи, когда шымкентские медики нарушали врачебную тайну, были и нарушители несли наказание в дисциплинарном порядке.
О своих правах должны знать и пациенты, которые могут обратиться к руководителю медорганизации, где произошел факт разглашения врачебной тайны, в управление здравоохранения, правоохранительные органы, либо в суд по месту проживания, но факт нарушения прав нужно доказать.

Однако, по словам М. Карабекова, в отдельных случаях предусмотрено исключение. Не требуется согласия пациента или его родных на разглашение, если появилась угроза распространения опасных заболеваний, в том числе при донорстве крови, по запросу правоохранительных органов, в ситуациях, когда срочная помощь нужна несовершеннолетнему или недееспособному лицу, для информирования его законных представителей, обнаружении у гражданина психических отклонений и склонностей к сексуальному насилию. Кроме прав, у пациентов есть еще и определенные обязанности. Они должны сообщать врачу о своем здоровье, если оно может нанести вред окружающим.

ЕСТЬ ЛИ У ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАТНАЯ СТОРОНА?
Цифровизация успешно внедряется во все отрасли, в том числе и в медицину. Новые технологии позволяют экономить время, нервы, получить быстро качественную помощь. Сегодня в Казахстане вводится электронный паспорт, в котором отражены данные пациента, история болезни. Доступ к базе данных может быть у персонала, кто так или иначе причастен к этому. Но у большинства возникает резонный вопрос: «Не случится ли утечка информации? И могут ли быть за это виновные наказаны?»
Курьезный случай произошел в Алматы, когда женщина, сделав рентген, пожелала получить снимок на руки бесплатно. Ей отказали, она обратилась в Минздрав РК, где согласно Регистру прикрепленного населения, ей помогли, а заодно выдали всю информацию о ней – от болезней, которыми страдала в последнее время вплоть до алопеции. Женщина с юмором посетовала: «Хорошо, что у меня не было сифилиса или ВИЧ. Ода цифровизации, конечно, однако разговор получился откровенным, но не настолько же»…

Чиновники не раз говорили о защите тайны пациента от кибератак и хакеров. Вице-министр здравоохранения РК О. Абишев успокоил казахстанцев: «Мы каждый месяц проходим проверку на информационную безопасность, как внутри нашими структурами, так и внешними уполномоченными органами по информационной безопасности. Напомню, медицинский работник не имеет права использовать информационные системы в рамках своей профессиональной деятельности, и не имеет право скачивать и копировать информацию. Он может только вносить данные об оказанных медицинских услугах в рамках своей профессиональной деятельности. В функциях отсутствует действие «распечатать» и «скопировать» на флешку».
Также он отметил, что с момента перевода медицины на «цифровые» рельсы не было зарегистрировано ни одного случая утечки медицинских данных. И поводов для беспокойства нет. Но как говорят, поживем – увидим.

Светлана ЕШДЖАНОВА

Новости партнеров