В июне 2018 года средства массовой информации со ссылкой на пресс-службу КНБ сообщили о том, что на западе страны обезврежена опасная террористическая группировка.
Это была бы обычная банда, если её участников не отличала одна особенность — планируя свои преступления, они руководствовались идеями запрещенной в Казахстане международной террористической организации «Исламское государство» или «ДАИШ» (запрещена в Казахстане).
Члены группировки на протяжении нескольких месяцев готовили серию грабежей и похищений бизнесменов Уральска с целью получения крупного выкупа. Намеревались захватить и журналистов, очевидно, для создания большого общественного резонанса.
Наконец, главным объектом преступления дерзкие радикалы избрали здания силовых структур города, замыслив совершить на правоохранителей крупную вооруженную атаку.
Однако, этим планам не суждено было сбыться.
Только сейчас, спустя два года, нам стали известны подробности несостоявшихся преступлений.
Будущий главарь террористической группировки Жунисбек Жамалов воспитывался на улицах Атырау, где с детства впитал в себя «воровские понятия».
Такой образ жизни сформировал в нём агрессивность и характерную для уличной шпаны личную неприязнь к сотрудникам правоохранительных органов.
В 2013 году Жамалов был задержан за кражу и продолжительное время находился под следствием. Однако, суд принял во внимание наличие у него требующих ухода престарелых родителей и на первый раз приговорил Жамалова к условному наказанию.
Как говорится в сухих строках казенных протоколов, осужденный на путь исправления не встал. Питая стойкое отвращение к регулярному труду, перебивался случайными заработками. В основном проводил время дома, в просмотре Интернета.
Именно в тот период Жамалов наткнулся в социальных сетях на лекции заграничных псевдосалафитских «шейхов», распространявших установки «Исламского государства».
Черно-белая картина мира, которую насаждали своей аудитории радикальные идеологи, пришлась по нраву несостоявшемуся вору.
Все встало на свои места. Вот враги — «неверные», то есть приверженцы традиционного ислама и светские казахстанцы, а также обеспечивающие их безопасность силовики. А вот — «истинные мусульмане», которые и хотели бы жить по строгим канонам религии, да не дают им этого сделать злобные «каферы».
Себя с этого момента Жамалов стал причислять, конечно же, к категории «правоверных». Ненависть к государству накапливалась.
В 2016 году Жамалов решил попытать счастья в Уральске и перебрался в областной центр западного Казахстана, надеясь трудоустроиться на постоянное место работы и наладить свою личную жизнь.
Устроился в один из овощных складов этого города грузчиком, через год свёл знакомство с 45-летним Толегеном Кариевым — рецидивистом, приобщившимся к радикальной идеологии в местах лишения свободы.
Общее уголовное прошлое и экстремистские взгляды быстро помогли им найти взаимопонимание.
Спустя некоторое время к ним присоединился еще один «ахи» (в переводе с арабского — брат), 36-летний Жанат Боранов, который, как и Жамалов, увлёкся радикальными идеями в социальных сетях.
Для того, чтобы завоевать авторитет перед новоиспеченными друзьями, Боранов избил пожилого имама, пытавшегося наставить парня на правый путь и помочь ему с работой.
В бесплодных разговорах проходили месяцы, в течение которых «друзья» промышляли мелкими кражами. Казалось, ничего не произойдет. Но весной 2018 года наступила кульминация событий.
Сидя за совместным ужином, троица, как обычно, обсуждала и восхваляла деяния «моджахедов» былых времен.
Теперь они сошлись во мнении, что тоже способны на активные действия. Только для этого надо укрепить «жамагат» новыми адептами.
На том сборе члены еще малочисленной группировки выбрали ее название, ни много ни мало — «Халифат», а через несколько дней приступили к вербовке верующей молодежи.
Предпочтение при этом отдавали физически крепким ребятам, лишь недавно начавшим читать намаз, а потому неосведомленным о тонкостях религии.
Боранов знакомился с такими парнями возле мечети и после непродолжительного общения подводил их к Жамалову, который затем лично вдалбливал рекрутам идеи «священного джихада».
Надо сказать, что большинство «кандидатов» отказалось иметь дело с радикалами, и позже почти все они засвидетельствуют данные эпизоды преступной деятельности группировки в суде.
Между тем к маю 2018 года, ячейка была сформирована. В неё вошли, помимо «ветеранов» Жамалова, Кариева и Боранова, пять юношей, которым не исполнилось и 20 лет.
Учитывая уголовный опыт и мнимую религиозную грамотность Жамалова, члены группировки единогласно избрали его «амиром» и дали клятву верности.
По соображениям конспирации главарь решил проводить сборы участников в арендованных на 3-4 часа квартирах. О месте и времени очередной встречи предупреждал подельников непосредственно перед ее проведением.
Несмотря на полное отсутствие у Жамалова религиозных знаний, позаимствованные у пропагандистов «ДАИШ» призывы вперемешку с «воровскими понятиями» никем сомнению не подвергались.
Самый сильный эффект, конечно же, достигался демонстрацией Жамаловым видео с казнями боевиками «Исламского государства» своих противников, среди которых были и мирные жителей.
Во время просмотра такой записи, один из новых членов банды эмоционально выкрикнул: «Мы на пути «джихада»! Будем убивать «неверных», устроим им бойню!».
Эти громкие слова поддержали все. Решительный настрой рекрутов радовал наблюдавшего за ними Жамалова.
Воспользовавшись «подогретым» состоянием своих «бойцов», он в тот же день поручил им найти огнестрельное оружие и подготовить тайник для его хранения.
Уже через месяц, в июне, у членов группировки имелись 2 обреза охотничьих ружей и патроны, приобретенные молодыми участниками ячейки у знакомых представителей криминального мира.
Тогда же Жамалов объявил свой план — сначала нужно совершить серию грабежей и похищений бизнесменов для получения выкупа.
Добытые средства потратить на закуп намного более убойного автоматического оружия. А уж затем, разделившись на группы по 2-3 боевика, совершить одновременную атаку на здания силовых структур Уральска. Попутно захватить в качестве заложников журналистов местных СМИ, которые будут освещать события в прямом эфире.
Преступники не подозревали, что к этому моменту за ними было установлено наблюдение сотрудниками КНБ.
Учитывая наличие огнестрельного оружия и очевидную опасность спонтанных действий преступников, оперативники спецслужбы сыграли на упреждение и провели спецоперацию по задержанию террористов.
Огнестрельное оружие, боеприпасы, экстремистская литература в печатном и электронном видах были обнаружены, изъяты при обысках и приобщены в материалы уголовного дела.
Под давлением улик и осознавая необратимость наказания, члены группировки перекладывали вину друг на друга и пытались принизить свою роль в деятельности банды.
Но вся цепочка событий, иерархия и роль каждого участника этой группировки была восстановлена следствием.
Полученных доказательств оказалось достаточно для того, чтобы инкриминировать им целый «букет» преступлений — подготовку акта терроризма, пропаганду терроризма, создание и руководство террористической группой, а также участие в ее деятельности.
Суд, рассмотрев материалы уголовного дела, с учетом тяжести преступлений, приговорил Жамалова и Боранова к 13 годам лишения свободы. Кариеву назначено 12 с половиной лет, другим участникам — от 3 до 5 лет пребывания в исправительных учреждениях.
Примечание: имена и фамилии упомянутых в статье лиц мы намеренно изменили, поскольку на свободе у них остались родные и близкие, которые до сих пор не могут оправиться от событий двухлетней давности.