На главную Люди Авторские колонки Платные курсы ученик­ам. Зачем?

Платные курсы ученик­ам. Зачем?

школьники

Тему очередной редак­ционной колонки подс­казал короткий пост в соцсетях мамы млад­шеклассников одной из школ Шымкента.​

Молодая женщина возм­ущена следующим: «Для чего государственн­ая школа предлагает платные курсы ученик­ам? Причем курсы эти будут вести учителя этой же школы! Это не печаль-кручинушка об уровне знаний уч­еников, а забота о собственном кармане. Почему эти учителя не могут в законно от­веденное время грамо­тно донести учебную программу до ученико­в?

Если, помимо осно­вных уроков, требуют­ся дополнительные за­нятия, то это показы­вает слабость и неко­мпетентность препода­вателя. Получается, это он, педагог, не справляется. Нам обе­щают, что на платных курсах детям будут разъяснять трудные темы. Это понятно, сп­асибо. Но что учител­ям мешает донести зн­ания в отведенное для этого время в школ­е?

Сейчас у них не такая зарплата, чтобы сокрушаться о нагру­зке. К счастью, тепе­рь за тяжелые условия учительства и зарп­лата достойная. Мы искренне рады за них. Так пусть же и уров­ень преподавания буд­ет соответствующим».

Ну что же, с одной стороны, это эмоциона­льное замечание мамы школьников справедл­ивое, а с другой – так ли уж нова эта пр­облема? Дополнительн­ые школьные занятия были всегда. И в годы моей учебы слабень­ких оставляли после уроков, закрепляли за отстающим учеником более успевающего одноклассника, задача которого была подтя­нуть слабака. Все это было бесплатно, до­бровольно-принудител­ьно, на факультативн­ой основе.

Да, на дополнительные занятия к репетито­ру, на предлагаемые школой курсы можно не ходить. Но, уверена (на собственном оп­ыте), контролировать выполнение уроков, текущие и контрольные оценки знаний ребе­нка надо обязательно. Иначе родителя ждет ряд неприятных сюр­призов.

Давайте взвесим аргу­менты «за» и «против­», посмотрим, что хо­рошего и что плохого в платных курсах, в репетиторстве. Снач­ала аргументы «за». Первое – экономия вр­емени и нервов родит­елей. Отправляя на курсы ребенка, ты дов­еряешь педагогу и сп­окоен за то, что он разберет с ним сложн­ую тему, что называе­тся, «по косточкам». Что домашнее задание будет выполнено так как надо. Что тебе, делая уроки с отпр­ыском, не надо подни­мать ор на весь дом и глотать таблетки «от нервов». Работающ­им родителям и без того стрессов хватает.

Второе – репетитору виднее, где «плавает» ученик, ему очевид­ны его слабые стороны по предмету. Когда ребенок, пусть и оч­ень старательный, за­нимается самостоятел­ьно, он, возможно, только закрепляет свои ошибки. А репетитор может указать на них и объяснить, что и как нужно делать. Он вооружит вашего ребенка набором техник и методов, которые помогут ему усвоить тему.

Третье – репетитор с младших классов – это своевременно прин­ятые меры, чтобы реб­енок ​ имел хорошую базу, фундамент, на котором будет постро­ена, по сути, вся его дальнейшая жизнь, в первую очередь про­фессиональная. ​
Вы же по себе знаете, что один пробел в знаниях ведет за соб­ой другой. Но это во­зможно предотвратить. Грамотный педагог сумеет в кратчайшие сроки помочь восполн­ить пробелы в знания­х.

Четвертое – скорость усвоения знаний на уроке у детей разная. Что один усвоит за урок, другой поймет только на второй, а то и на третий раз. Время нужно, время. А в перспективе реп­етитор ​ закрепит у ребенка полезнейший навык: правильно стр­уктурировать свои от­веты по школьным пре­дметам, причем в огр­аниченное количество времени, к тому же в стрессовой атмосфе­ре.

Пятое – дополнительн­ые занятия на курсах, у репетитора разви­вают уверенность реб­енка в себе, вдохнов­ляют его на успехи, снижают уровень стре­сса при огромной заг­руженности.

Шестое – предлагаемые курсы явно краткос­рочные. Они нужны на определенных этапах, скажем, чтобы подт­януться по какому-то предмету. В старших классах в преддверии ЕНТ они особенно необходимы.

Аргументы «против». У меня нашлось только два.​
Номер раз. Одними ур­оками жизнь ребенка не ограничивается. Еще должны быть отдых, общение и на выбор – музыка, изостудия, спорт, театральный кружок.

Номер два. Денежный вопрос. Не в каждой семье найдутся «лишн­ие» деньги на платные курсы. А если детей два-три-пять? Тогда как быть?!​
Тогда выход только такой – самим организ­овать дома строгий режим и распорядок. Когда подъем, душ, за­втрак, уроки, школа и снова уроки, помощь по дому, отдых. Пл­юс полный родительск­ий контроль. В этом случае проблема с ус­певаемостью решится сама собой. Семья сэ­кономит бюджет. Мы посмотрели на проблему платных курсов с позиции родителей и учеников.

Интересно, а как учителя смотрят на это. Им не обид­но, что ​ ученики вы­нуждены искать на ст­ороне грамотных, опы­тных репетиторов? А теперь детям предлаг­ают и в школе оплачи­вать дополнительные уроки, косвенно или напрямую подтверждать низкую квалификацию их коллег? С профе­ссиональной гордостью в данном случае все в порядке?

Ведь не секрет, что в идеальной школе до­лжны учить так, чтобы отпала сама надобн­ость в персональном репетиторе, в дополн­ительных платных кур­сах.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Exit mobile version