Эта тема пришла мне в голову сразу по двум причинам. Во-первых, по сезонной надобности – в зыбкий ежегодный период между поздней осенью и предстоящей зимой. Вот только что на дворе стояла теплая, почти летняя погода, вот только что народ ходил еще в легкомысленных футболках… а тут вдруг наступили холода, всегда застающие врасплох.
Вторая причина – только что прошедший Международный день экономии, который наметил своей целью призвать мирового обывателя к экономии во всех сферах жизни: экономии времени, электроэнергии, природных ресурсов и даже личных затрат на товары народного потребления.
Казалось бы, чего же тут общего, между двумя этими разновекторными причинами? А общее лишь одно. Когда я доставала с антресолей и из дальних углов своей квартиры осенне-зимние вещевые залежи, вдруг обнаружила: а носить-то нечего! Вернее, одежды хоть завались – на целую кучу беженцев хватит. А вот сразу найти что-то нужное, удобное и прекрасное, чтобы зеркало одобрило и душа возликовала, увы…
Синдром чрезмерного потребительства
Перебирая эту, уже не нужную и не желанную тряпичную мануфактуру, не перестаешь изумляться себе: и зачем я все это когда-то купила? Это явно уже не по возрасту и не по габаритам. А вот это уж слишком винтажное, как из бабушкиного сундука. А вот это вообще идет тебе, как корове седло… Начинаешь понимать, что деньги были выброшены на ветер, формировать гардероб придется заново, так что с точки зрения экономии я оказалась полным бездарем, совершившим преступление против семейного кошелька.
Одно утешает, что таких, как я, замеченных в неконтролируемом потребительстве, хоть пруд пруди. Не одна я была сражена хотя бы раз сокрушительным покупательским ударом, когда ты вдруг перестаешь относиться к товару критически, а просто хватаешь его с каким-то охотничьим азартом, невзирая на цену и качество. На это и рассчитывают коварные магазинные маркетологи – эти искушенные улавливатели потребительских душ. Они умеют делать свое дело и делают это безжалостно и профессионально. Но главные их жертвы – это шопоголики.
Психологи часто сравнивают шопоголизм с разными другими видами зависимости — алкоголизмом, игроманией и наркоманией. В психологии эта зависимость называется «ониоманией», но как бы это слово красиво ни звучало, явление катастрофично лишает человека здравого смысла, воли и критичности мышления. Это необузданное стремление к неразборчивым покупкам может быть вызвано и сильным стрессом, и сложностями в любовных или семейных отношениях, боязнью одиночества, другими расстройствами психического порядка.
Рассматривают психологи и причины шопоголизма. Одна из них – неумение человека снимать свои стрессы иными способами. Шопоголик находит утешение лишь в импульсивных покупках, ибо только во время похода по магазинам у него выделяются эндорфин и дофамин – так называемые гормоны счастья, к которым постепенно формируется стойкое привыкание. Кроме того, зависимые от шопинга личности пытаются этим купировать свои глубинные комплексы, вызванные острой неудовлетворенностью собой и своей жизнью. Покупка разных вещей – неважно нужных или ненужных – для лиц с пониженной самооценкой становится демонстрацией успешности и статусности. Мол, неважно, сколько это стоит и надо ли мне это, а просто у меня бзик сейчас такой – могу себе позволить…
А тут еще и вышеупомянутые маркетологи вовсю стараются: соблазняют разными акциями, ночными скидками, черными пятницами, сезонными распродажами и тому подобными способами одурачивания народных масс. Они-то хорошо знают, на что мгновенно купится слабовольный клиент. Вот, допустим, он видит объявление, выведенное крупным шрифтом: «Скидка –70 процентов!» Ну как тут не купиться!? У истинного шопоголика уже в глазах становится темно: «Вот так удача!», «Вот как мне повезло!»
А ведь если рассуждать трезво, то это ж как нужно было взвинтить изначальную цену, чтобы объявить такую нереальную скидку? Ну как минимум тоже на +70 процентов. Говорят же: «Казино никогда не проигрывает». А это тот же случай.
Если для алкоголиков в борьбе с пагубной зависимостью есть специальная психологическая поддержка, например, в виде программы анонимные алкоголики, для наркоманов – реабилитационные центры, то для шопоголиков нет ничего, кроме добрых советов от психоспециалистов. И вот что они советуют.
Сначала надо осознать, что вы шопоголик. Для этого надо проверять свои расходы в конце каждого месяца, чтобы понять, какие покупки были обдуманными, а какие нет. То есть нужны учет и самоконтроль. Если вы заметили, что без какой-нибудь, неважно какой покупки, вам становится тоскливо и пусто на душе, то вы однозначно шопоголик.
Далее идут советы для профилактики болезни: не выходите в магазин без списка необходимых вещей и продуктов; не берите с собой ваши кредитные карты; старайтесь не ходить по магазинам в одиночку, возьмите с собой трезвомыслящую подругу, а лучше – мужа, он крепче всех будет держать вас на «поводке».
Кстати, совет про банковские карты очень дельный. Одно дело, когда вы расплачиваетесь виртуальным способом, совсем другое – когда достаете из кошелька свои «живые» наличные. Согласитесь, это большая разница: в первом случае вы не ощущаете никакого морального гнета от осознания денежной потери, а вот во втором… иногда так жаба задавит, что вы еще сто раз подумаете, прежде чем сделать глупость.
И наконец, чтобы закруглить эту тему, скажу, что я застала еще те далекие советские времена, когда психических отклонений, вроде шопоголизма, и в помине не было. Нас с детства учили, что «вещизм» –это плохо, свойственно капиталистическому «обществу потребления», а мы – выше этого. Возможно, это было обусловлено тотальным советским дефицитом всего и вся. Конечно, и нам хотелось модно одеваться, чаще приобретать обновки, но чтобы доводить это дело до полного психоза?.. Ну, нет, этого не наблюдалось ни у кого и никогда. Вот за книгами охотились – да. За подписными изданиями стояли в очереди с пяти утра – и это помню. Но чтоб за тряпками? Чтоб отдавать за них душу и последние копейки? Да упаси нас Бог…
А вот сейчас еще одно понятие появилось – «консюмеризм». Это слово обозначает «культ потребления», то есть стремление иметь как можно больше вещей, покупать товары известных брендовых марок. В основе консюмеризма лежит идея, что счастье и благополучие человека напрямую зависят от количества материальных ценностей. Он тесно связан с перепотреблением (сверхпотреблением) и тем же шопоголизмом – непреодолимым желанием покупать, покупать и покупать, вне зависимости от реальных потребностей и возможностей. Как утверждают специалисты, рост потребления способствует экономическому росту стран-производителей, но и наносит огромный ущерб окружающей среде из-за перерасхода ресурсов, необходимых для производства товаров потребления. Добавлю: и непоправимый урон нашей бессмертной душе…
А кушать хочется всегда
И все-таки основная часть семейного бюджета уходит не на тряпки и дорогие безделушки, а на банальное пропитание. От продуктового потребления вас не сможет отговорить никакой, даже самый опытнейший психолог. Ну и что же мы видим на этом гастрономическом фронте? Да ничего хорошего. Продуктовая корзина день ото дня становится дороже, а 10 тысяч тенге для похода в магазин – это уже не деньги.
Недавно к нам в редакцию позвонила читательница и на эмоциях высказала свое негодование: мол, вы сходите в наш магазин напротив ДВД, там безобразие какое-то творится! Посмотрите, по какой цене хлеб, какие цены на другие продукты! Маленькая баночка печеных баклажан – больше тысячи тенге, сухой базилик, 50 граммов в пачке, – 1 300 тенге. Это самый настоящий ценовой беспредел! Доколе терпеть это можно?!
К сожалению, а мы тоже ходим за продуктами, такую картину можно увидеть не только в том магазине, но повлиять на ситуацию, увы, никто не может. Мы живем по законам рыночной экономики, которая построена по своим лекалам жесткой конкуренции. Сейчас каждая торговая сеть может проводить свою ценовую политику, и никакой государственный диктат хозяину не указ.
А вопрос: почему все так дорого?! – вообще риторический. Это специалисты-экономисты смогут объяснить что-нибудь про инфляцию, колебания на валютной бирже, повышение процентной ставки и все такое подобное, на что мы, рядовые потребители, вообще никак влиять не можем.
Поэтому в духе недавнего «экономического» дня приведу несколько советов экономии на собственном питании. Вот некоторые из них: готовьте несколько блюд из одного продукта, покупайте только сезонные овощи и фрукты, экспериментируйте с более дешевыми продуктами, сочетайте дорогие продукты с дешевыми, делайте соусы самостоятельно, летом замораживайте сезонные продукты, не берите в магазин детей (они у вас обязательно что-нибудь выклянчат), покупайте впрок продукты долгого хранения.
А еще нам советуют правильно ходить по магазинам и не поддаваться на уловки маркетологов. Что это значит? А то, что в магазин надо ходить с заранее составленным списком САМЫХ необходимых продуктов и покупать только то, что намечено. А то ведь как у нас бывает: дешевые и необходимые продукты располагаются в са-а-мых удаленных уголках магазинного пространства. Это очень коварный прием маркетологов, заключающийся в том, что в походе, например, за хлебом насущным просто по пути на вас «посмотрит» столько разных соблазнительных вкусностей, что вы наверняка не устоите и наберете много лишних пустяков. И получится прямо как в поговорке: «Ну вот, сходил за хлебушком…»
И еще: мы уже неуклонно приближаемся к Новому году. К чему напомнила? Это мне напомнили предприимчивые «обещатели» новогодних акций с умопомрачительными скидками. Так что будьте бдительны, осторожны, экономны и счастливы!
Елена Летягина