Казахстанские эксперты предлагают отменить транспортный налог. Они отмечают, что данный механизм в большей степени дискриминирует водителей, которые редко пользуются автомобилями, и не способствует снижению вредных выбросов в атмосферу.
Согласно новому налоговому кодексу, уже в будущем году ставки транспортного налога для физлиц снизят: для авто со сроком службы более 10 лет — на 30%, более 20 лет — вполовину. Эксперты считают, что это может привести к неисполнению международных обязательств по климату и снижению вредных выбросов в атмосферу.
Ерлан Каримов, независимый эксперт, сайт ECONOMYKZ.ORG: «Снижение налога на транспорт снижает стимул для граждан обновлять транспорт, что приведет к замедлению внедрения современных технологий и более экологичных машин в Казахстане. Устаревание автопарка может также привести к аварийности на дорогах».
Руководитель ассоциации безопасности дорожного движения Арсен Шакуов считает, что транспортный налог нужно отменить вовсе. По его мнению, действующий механизм дискриминирует тех водителей, которые редко пользуются своим автомобилем. Вместо этого он предлагает внедрить налог на экологическую или дорожную безопасность, рассчитываемый исходя из пробега: 1 литр топлива за каждый километр дороги.
Арсен Шакуов, руководитель ассоциации безопасности дорожного движения: «Мы предлагаем внедрить проекты как налог на транспорт, но не в виде акциза, а добавочной стоимости на бензин отдельный вид и налог на безопасность дорожного движения, последний в размере 500-1000 тенге на каждый автомобиль. Но его взымать через страховые полиса, эта практика есть во всем мире».
Такой подход обеспечит справедливую нагрузку, где те, кто больше ездит, будут платить больше, считает эксперт. А налог на дорожную безопасность позволит содержать независимые аудиторские организации которые смогут контролировать дорожную безопасность. Экологи говорят, уменьшение транспортного налога не повлияет на экологическую ситуацию.
Чингиз Лепсибаев, эколог: «Нужно мотивировать граждан покупать более экономичные двигатели, один способ. Второй — переходить на более экологичное топливо, водород, биодизель, электричество. И третье, в общем переход к комплексной стратегии, чтобы коммунальные предприятия и в целом транспортный поток, чтобы государство снижало за счет улучшения общественного транспорта».
С начала года рядовые казахстанцы заплатили по налогу на транспортные средства больше 95 миллиардов тенге. Юридические лица заплатили около 15 миллиардов.