Как живет сейчас рабочий класс

21
Рабочий класс

Если кто не знает, то ставлю в известность, что наступивший 2025-й объявлен Годом рабочих профессий.

Это решение провозглашено самим Президентом страны в Послании народу Казахстана, что подчеркивает острейшую актуальность проблемы.

Вот в России, допустим, возникла проблема с устрашающим падением рождаемости. Чтобы обратить взоры народа к этому слабому звену в цепочке общественного развития, властям пришла в голову конструктивная идея: объявить прошлый 2024-й Годом семьи.

А у нас проблемы другие, а именно – с нехваткой рабочих рук. Акцентируя внимание народа на ценности пролетарского труда, Касым-Жомарт Токаев дал сигнал к началу реформирования профессионального образования, которое у нас годами находилось в состоянии глубокого затяжного кризиса. По словам Президента РК, эта реформа «становится абсолютно важной с точки зрения обеспечения роста экономики и ее инвестиционной привлекательности». Он подчеркнул: «Необходимо, чтобы люди, добившиеся успеха честным, усердным трудом, всегда пользовались уважением и почетом».

Падение трудового престижа
Принято думать, что некий снобизм по отношению к людям труда возник во времена горбачевской перестройки, когда общество стало явно расслаиваться на «чистых» и «нечистых». В то время новоявленные коммерсанты уже начали с неприкрытым снисхождением смотреть на работяг, потерпевших жизненный крах от нашествия дикого неуправляемого рынка. Почти весь рукастый и  мастеровой люд тогда униженно толпился на стихийных биржах труда (у нас в Чимкенте, например, была такая на улице Туркестанской). А вновь народившиеся бизнесмены покупали их труд за сущие копейки, ибо деваться тем было практически некуда. По причине массовых сокращений и увольнений из почивших заводов и фабрик.

На самом же деле падение престижа рабочих профессий началось гораздо раньше. Помните, чем раньше родители пугали своих нерадивых детей, не хотевших прилежно учиться в школе? Нет, не детской комнатой милиции и не колонией для несовершеннолетних, а возможностью после школы попасть в ПТУ. А само слово «пэтэушник» было обидным, указующим на какую-то ущербность и недоразвитость. Прямо так и говорили: «Если не будешь хорошо учиться, то вместо института попадешь в какую-нибудь шарагу!» (Под шарагой подразумевалось именно ПТУ – профессионально-техническое училище, где, собственно, и учили рабочим профессиям). Бытовало мнение, что ниже этого «пролетарского» образовательного уровня и упасть больше некуда…

Вот и получили то, что получили. Как закономерный итог – в стране появился переизбыток дипломированных гуманитариев, которые позже остались за бортом трудовой востребованности. Именно они в основном и пополнили в 90-е годы ряды безработных, ибо работать не умели, не хотели, ну а «жить красиво» – это не профессия. Однако на заре восстановления отечественной экономики, разрушенной в перестроечных вихрях, появилась необходимость в людях с навыками конкретного труда, о которых говорят: «У него руки растут из правильного места». Ну а где было их взять, если молодежь «переходного» периода искала работы непыльной, стремилась получить вузовский диплом, а профессионально-техническое образование было на грани полного исчезновения?

Вот что вспоминал ветеран профтехобразования Леонид Ильич Шевченко, много лет возглавлявший профессионально-технический лицей №3 в Чимкенте: «В период развала экономики престиж человека труда был близок к нулю. Профессионально-технические училища стремительно закрывались – прямо пропорционально сокращению производств. Не стало профильных ПТУ, которые раньше открывали крупные промышленные предприятия для подготовки  будущих кадров.

Но с постепенным выравниванием экономической ситуации стало ясно, что одними только менеджерами, юристами и экономистами наша страна не обойдется. Возник острый голод хорошо обученных рабочих рук. Сначала проблему пытались решить временными мерами, вроде постановления Правительства «О привлечении иностранной силы в РК».

Но вскоре стало понятно: чужими силами свою экономику не поднять, надо серьезно заняться трудовым обучением наших людей, чтобы заодно решить проблему катастрофической безработицы. Именно из этих соображений была разработана и внедрена новая государственная программа «Бесплатное профессионально-техническое  образование для всех», которая стала доступна для выпускников общеобразовательных школ после девятого или 11 класса.

«Я б в рабочие пошел, пусть меня научат!»
– эти слова принадлежат Владимиру Маяковскому, который тоже призывал как можно активнее осваивать рабочие профессии. Это было сто лет назад, но актуальность темы не пропала. Хотя методы подхода к проблеме существенно изменились. Советскому поэту даже невозможно было представить, что обучиться полезной профессии можно дистанционным путем. Буквально, не вставая с дивана.

Так, например, сейчас казахстанцы зрелого возраста могут обучиться новым профессиям на виртуальной платформе профессионального обучения SkillsEnbek. По данным Министерства труда и соцзащиты РК, с прошлого года на платформе уже зарегистрировались около полумиллиона человек, из которых около 80 тысяч получили на руки сертификаты о прохождении профессиональных онлайн-курсов. Самыми активными пользователями  оказались жители Актюбинской, Туркестанской, Кызылординской, Жамбылской областей и Шымкента.

С момента запуска программы авторы опубликовали на платформе 494 курса по различным направлениям, из них 257 бесплатных. По информации Минтруда, наиболее востребованными курсами оказались «Построение отдела продаж в отеле», «Кассир», «Продавец», «Страховой агент» и «Профессиональный курс индивидуального помощника для сопровождения лиц с трудностями передвижения».

Как указали в пресс-службе министерства, на платформе постоянно увеличивается число бесплатных курсов по различным профессиям в сферах проживания и питания, строительства и ЖКХ, социального обслуживания, финансов и бухучета, информационных технологий и других востребованных профессий. Получить доступ к обучению можно по ссылке skills.enbek.kz или в разделе «Онлайн-обучение» на сайте enbek.kz.

И все-таки самым привычным и логичным путем в  получении профессионального образования являются привычные средние специальные учебные заведения. Сейчас их называют колледжами, но это аналоги бывших ПТУ. Одна лишь разница: если раньше в ПТУ учащихся нельзя было даже силком затащить, причем  бесплатно, то теперь желающих вполне достаточно, но жаль, что цены кусаются.

Нынче колледжи – это частные учреждения, а у частников своя ценовая политика, от этого никуда не уйдешь. Большинство профессионально-технических учебных заведений свои цены держат в тайне, во всяком случае, в свободном доступе их нет. А если в общем, то стоимость профессионального обучения сейчас варьируется от 130 до 500 тыс. в год, наверное, в зависимости от востребованности выбранной профессии.

Теперь поговорим о востребованности. Эксперты Центра развития трудовых ресурсов составили прогноз потребности в кадрах в Казахстане на 2024-2030 годы. По их подсчетам, в базовом сценарии в ближайшее время спрос на новых наемных работников, включая замещение, составит 1,9 млн человек. При оптимистичном сценарии – 2,2 млн, при  пессимистичном – 1,2 млн человек.

Приведу опубликованные данные о самых нужных профессиях на ближайшее время. Это бухгалтеры, охранники; инкассаторы и родственные профессии, продавцы магазинов и их помощники; водители автомобилей, автобусов, большегрузов и такси; учителя средней школы по общественным и математическим наукам, средний медперсонал по уходу за больными, офисные служащие (общий профиль), воспитатели в дошкольных учреждениях, учителя начальной школы, агенты по операциям с недвижимостью и другой собственностью; повара, сварщики, парикмахеры, сантехники, монтажники, строители-отделочники, фермеры и рабочие по производству смешанной продукции.

«Спрос на новых наемных работников будет повышаться, пока не достигнет первого пика, ожидаемого в 2027-м. Следующий пик  прогнозируется на 2030 год», – отметил директор департамента прогнозирования Дмитрий Шумеков. Согласно прогнозу, больше всего работников потребуется в Астане, Алматы и Шымкенте. Ожидается, что на них придется примерно четверть всего спроса на трудовые кадры по всей стране.

Впрочем, некоторые аналитики называют совсем другие профессии, которые в будущем займут главенствующее место на рынке труда. Если верить их прогнозам, то наиболее востребованными (и очень хорошо оплачиваемыми) будут специалисты в области информационных технологий, искусственного интеллекта, кибербезопасности и биотехнологий. К ним относятся, например, разработчики программного обеспечения, аналитики больших информационных данных, инженеры по робототехнике, биоинженеры, онлайн-преподаватели, UXUIдизайнеры, цифровые маркетологи и  нейропсихологи.

О многих профессиях из этого ряда мы имеем весьма смутное представление, но, как утверждают эксперты, рынок труда постоянно эволюционирует, а значит, будет кардинально меняться в сторону тотальной цифровизации.

Наверное, когда-то так и будет, но пока… Я специально заглянула в приложение OLX, где в рубрике «Работа и вакансии» значится запрос не на виртуальные, а на конкретные трудовые услуги. Там ищут электромонтеров, слесарей-сантехников, слесарей-ремонтников, строителей-отделочников, специалистов по отопительным системам. А еще я обнаружила прямо-таки острую нужду в педагогических кадрах: нужны преподаватели математики (алгебры, геометрии), казахского языка и литературы, учителя физкультуры, школьный психолог, логопед-сурдолог… В общем, необходимость в тех самых профессиях, которые перечислены в первом, как оказалось, более реалистичном прогнозе.

Так что, дай вам Бог хорошей работы, достойной зарплаты, успехов в труде и огромного счастья!

Елена Летягина

Реклама