В этом году стоимость топлива в Казахстане резко выросла. Согласно данным евразийской экономической комиссии, за первые девять месяцев бензин подорожал более чем на 11%, это самый высокий показатель среди стран ЕАЭС.
При этом Казахстан продолжает удерживать звание страны с самым дешёвым бензином в союзе: цены ниже на треть по сравнению с одними странами и почти вдвое по сравнению с другим. Между тем сейчас в правительстве установили мораторий на повышение цен на ГСМ.
Олжас Байдильдинов, член клуба экспертов при сенате парламента РК: «Сдерживать цены на топливо какое-то время можно, но все равно потом придется их отпускать, потому что иначе своего производства в Казахстане не будет хватать. Сейчас, вы знаете, мы 14,5 миллионов тонн легких нефтепродуктов производим и еще примерно 1,5 миллиона тонн импортируем из России. Не развивая собственное производство и сдерживая цены, мы будем больше зависеть от импорта. В любом случае цены будут расти. 60 центов за литр – это рыночная цена 92-го бензина в Казахстане».
Тем не менее эксперты уверены, если в следующем году цены отпустят в свободное плавание, резкого скачка не будет. Стоимость все же продолжит расти, но также постепенно как и в этом году. Правда, по мнению специалистов, скорее всего, мораторий просто продлят ещё на какое-то время.
Арман Бейсембаев, финансовый советник: «Сейчас ограничения приняли, к марту месяцу скажут, ой, а давайте продлим еще на полгода, и так мы 26-й год, собственно, с этими ограничениями и проживем. С замороженными ценами на ГСМ, с замороженными тарифами и так далее. Все будет зависеть от того, как будет складываться бизнес, в целом конъюнктура, то есть как будет складываться цена на нефть, как будет складываться траектория экономического роста».
Разница в стоимости топлива делает казахстанский бензин привлекательным для соседних стран. Несмотря на официальный запрет на экспорт, часть топлива всё же утекает за границу через нелегальные каналы и посредников.





