Председатель южно-казахстанского греческого культурного центра «Ирини» Дмитрий Иванович Сидиропуло

Горячные, сентиментальные, терпимые — такие отличительные качества, по мнению великого оратора древнего мира Демосфена, свойственны грекам.

Греческий танецГреки и Казахстан. Почти всегда эта тема вызывает первоочередной вопрос: а как появились в этих степных краях греки? В советское время причерноморские греки испытали две волны репрессий — в 1937–1938 годах им было предъявлено обвинение в национализме и мелкобуржуазном уклоне. Спустя пять лет — в 1942 году — греков обвиняют в пособничестве врагу и ссылают в Казахстан и Сибирь на поселение. Грекам, равно как и другим в ту пору репрессированным сталинским режимом народам, пришлось сполна хлебнуть всех ужасов депортации. Голод, холод, крайняя нужда и, казалось бы, никакого просвета впереди. Представляете, каким мощным должен был быть дух народа, чтобы в таких условиях не сломиться, сохранить достоинство, национальную самобытность, язык, традиции, культуру…

«Отмечаться в спецкомендатуре греки вынуждены были вплоть до начала шестидесятых годов, — говорит председатель Южно-Казахстанского областного греческого этнокультурного центра «Ирини» Дмитрий Иванович Сидиропуло. — У греческой молодежи в те годы не было доступа к высшему образованию, устроиться на хорошую работу — из разряда великих везений. Зато за греками здесь, в Казахстане, закрепилась репутация классных строителей. Я частенько шучу на эту тему: как родился грек — он уже строитель».

Что спасло греков в те годы? В большей степени — собственное терпение, трудолюбие и, конечно же, доброжелательное отношение казахского народа, который и сам в ту пору был далеко не богат. С ними делились буквально последней лепешкой и кружкой айрана. Разве такое забудешь? Постепенно эта земля и этот народ становились буквально родными для греков.

Председатель южно-казахстанского греческого культурного центра «Ирини»  Дмитрий Иванович Сидиропуло
В декабре 2009 года Председатель южно-казахстанского греческого культурного центра «Ирини» Дмитрий Иванович Сидиропуло награжден высокой наградой Казахстана — орденом дружбы народов — «Достык» Второй степени.

Память людская избирательна, фрагментарна. Ярче всего воспоминания из детской и юношеской поры, Дмитрий Иванович делится некоторыми из них: «В железнодорожном клубе Туркестана шла постановка чимкентского (!) греческого театра, спектакль назывался „Ти Трихас то гефир“ — „Трихский мост“. Это было незабываемо, потрясающий образец великой греческой драматургии»…  В 50-х годах, находясь в Казахстане, Ксинопуло наряду с другими греками был принужден подписать документ о двадцатилетнем невыезде из Казахстана. Будучи «сыном паралии», то есть выросшим рядом с морем, он сетовал жене: «Как можно прожить 20 лет без моря!».
… Оказывается, самым почитаемым праздником для греков был и остается праздник Пасхи. Даже в годы репрессий, комендатуры. «Это был день, когда мирились самые заклятые враги, — продолжает Д. Сидиропуло. — Праздник начинался так: в гости приходила семейная пара. Попробовав угощение, они вместе отправлялись в гости в другой дом, затем — в следующий и т. д. В итоге все семьи собирались в празднично убранном доме самого зажиточного грека, где за щедро накрытым столом отмечали Пасху. А мы, дети, в этот день соревновались в том, кто соберет самое большое число крашеных яиц». Дмитрий Иванович продолжает: «Помню один из фрагментов юности. Начало 60-х годов, тогда мы жили в Туркестане неподалеку от рынка и мечети. Выходной день. Разгар лета. Отец, стоя у входа во двор, по-казахски зазывал к нам возвращавшихся пешком с базара аксакалов. Приглашал просто зайти передохнуть в тени, выпить чашку чая. Такие были простые, человеческие отношения.

А еще вспоминается сказочное по своему обилию подсобное сельское хозяйство, руководил которым Василий Апостолович Тириакиди. Это были огромные огороды, сады, бахчевые поля, поливавшиеся водами из Арысь-Туркестанского канала. Дыни и арбузы были такой сладости, что от ос и пчел отбоя не было! Отведать бахчевых приглашали всех желающих. Ешь сколько влезет! Но при одном условии — семена арбузов и дынь откладывай в сторону — их нельзя было уносить…»

Греческая диаспора Южного Казахстана богата яркими личностями. Один из них — Василий Дмитриевич Фисатиди, кадровый военный разведчик, капитан. В годы ВОВ на его счету было 156 пленных «языков». Командование вермахта обещало за живого разведчика Фисатиди награду в 50000 марок, за мертвого — 25000 плюс орден Железного Креста и отпуск в Германии. Разведчик был награжден орденом Отечественной войны трех степеней, орденами Александра Невского, Красного Знамени, Красной Звезды, 16 медалями.

После войны Василий Фисатиди приехал к родным в город Кентау. Был членом Кентауского горкома компартии, ударно трудился, за что был награжден орденом Октябрьской Революции! К слову, Кентау первым в Казахстане был объявлен городом коммунистического труда! Умер Василий Фисатиди 7 ноября 1984 года в Кентау в возрасте 63 лет.
В числе известных греков юга Казахстана знаменитый казахстанский певец, первый выпускник (диплом за №1) чимкентского музучилища Лаки Кесоглу. А также целая плеяда строителей, инженеров, врачей — Кусиди, Мавиди, Чилингариди, Харитиди, Мазманиди, Параскевопуло, Эрмиди, Сопилиди, Симеофориди, Ксинопуло, Каракозиди, Константиниди, Конксиди, Химаниди, Петриди, Келисиди, Сидиропуло, Георгиади, Иониди, Харлампиди, Апачиди, Феодориди и другие.

Греки в ШымкентеОсобый период в жизни казахстанских греков вообще, а шымкентских в частности — годы независимости. Да, был отток диаспоры, это естественный процесс, но зато на официальном уровне было разрешено представителям разных этносов, населяющих Казахстан, обучать детей на родном языке, следовать своим обрядам и обычаям.

В этом году Южно-Казахстанский областной греческий ЭКЦ отметил свое 21-летие. За эти годы накоплен немалый опыт работы с диаспорой, налажены связи не только с региональными ЭКЦ республики, но и с исторической родиной — Грецией.

Волею судьбы Казахстан стал для греков родиной, дал радость национального возрождения культуры. Греки, как и весь многонациональный народ Казахстана, вносят свой вклад в развитие страны.

Автор: Фарида Шарафутдинова.