На прошлой неделе в числе самых обсуждаемых тем в Шымкенте стал факт недопуска к занятиям студентов одного из южноказахстанских институтов. Причиной «отлучения» от занятий стало несоответствие внешнего вида дресс-коду. Одежда, в которой были студенты (к слову, будущие педагоги), больше подходила для досуга, но не для занятий.
Как выяснилось, 10 сентября этого года в институте были введены правила, согласно которым студенты, приходя на занятия, должны придерживаться определенной формы одежды: белый верх, черный низ, классические брюки (для юношей) и юбки (для девушек). Но даже спустя месяц добиться соблюдения формы администрация вуза так и не смогла…
Так что же такое дресс-код? Для людей старшего поколения поясню: это английское название униформы. Термин «дресс-код» используется для обозначения регламента в одежде. Он показывает принадлежность человека к определенной профессиональной группе: банковские работники, стюарды, служащие компаний, фирм и т.д. С сотрудниками в дресс-коде наши пенсионеры ежемесячно встречаются, например, в отделениях АО «Казпочта», в кассах «Халык банка», в медучреждениях. Принято считать, что дресс-код является продолжением корпоративной культуры фирмы и важной частью ее бренда. Для клиентов это как опознавательный знак, знак доверия к сотруднику, представляющего ту или иную компанию, фирму.
Интересно, если взять и применить это понятие в более широком смысле к нашему городу, то каков он, дресс-код среднестатистического шымкентца? Конечно же, мы разные, но в чем-то мы неуловимо похожи друг на друга, словно на нас эдакая «печать» южного города. Согласитесь, мы ведь спокойно можем отличить, в том числе и по манере одеваться, жителей Астаны или Алматы, я уже не говорю о дальнем зарубежье. Гости, прибывающие к нам, неизменно отмечают: «Как у вас в Шымкенте красиво и ярко люди одеты!» Еще бы… На Западе во главу угла ставят удобство, у нас важнее успеть заявить, продемонстрировать свой статус, престиж. И это здорово! Пусть на большинстве из нас одежда фирмы «Карабулак — Сантини», пусть мы по-прежнему отдаем предпочтение бархату или велюру, пусть мы можем выбежать в коктейльном платье с авоськой в магазин, а к смокингу подобрать «клевые» кроссовки, зато это наше реализованное представление о красоте. Мы, южане, люди раскрепощенные, вольные!
Что и говорить, бывают моменты, когда одежда может повлиять если не на судьбу, то на служебную карьеру. Гуру современного менеджмента и психологии Аллан Пиз, отвечая на вопрос, можно ли объективно судить о кандидате на работу по его внешнему виду и языку телодвижений, ответил следующее: «40 лет назад первым требованием при приеме на работу было образование. На втором месте стоял опыт. Современные исследования показывают: сегодня опыт на пятом месте, образование на седьмом, а на первом – впечатление, которое вы производите при первом контакте». По его мнению, для этого достаточно 4 минут общения с ним! А вот президент MTV Джуди Макграт признает, что очень ценит, когда будущие менеджеры выглядят как банковские служащие: «Если я через пять минут помню, что мне сказал человек, и не помню, что на нем надето, то у него хороший вкус».
Согласитесь, мы очень много приобрели с появлением на наших экранах зарубежных сериалов, так называемых «мыльных опер». Пусть их критикуют искусствоведы, но мы-то впервые только в них и увидели, какими элегантными и ухоженными могут быть дамы и синьоры, достигшие почтенного возраста. Солидно, достойно во всех отношениях. До этого «осень жизни» ассоциировалась у нас с менее радужными моментами, а в плане гардероба – так сплошь донашивание одежды, купленной в «мирное» время – до пенсии.
… Обговаривая в кругу коллег тему нынешней редакционной колонки – дресс-код по-шымкентски, — мы углубились так далеко, что дошли до «дресс-кода поступков». Опять же, большинство мнений склонялось в пользу широты души шымкентцев. Спешу поделиться с вами одним из свежих подтверждений этому. Журналистка Саида Турсуметова, возвращаясь домой, уже в салоне автобуса 74-го маршрута обнаружила, что кошелек забыла на работе. «Мне так стыдно стало, – поделилась своими чувствами Саида, – ведь я тормознула автобус, нахально уселась на табуретку возле водителя – и на тебе. Кондукторша от меня не отходит и все сокрушается: «Ой, и что теперь будет?…» Я ответила: «Что будет? Скажете сойти — выйду», но и водитель и кондуктор ответили: «Да нет, езжайте, с кем не бывает. Теперь, наверное, ваш кошелек на работе пропадет…». Отвечаю: «Да нет, не пропадет». Прикол был в том, что мне надо было ехать с пересадкой… Водитель автобуса, расспросив, в каком районе я живу, тут же предложил: «Не суетись, я тебя скоро на 42-й пересажу, я договорюсь с ними. На этом автобусе без проблем до дома доедешь. А деньги когда-нибудь потом отдашь…» Вот так. Быть может, не совсем к месту, но случай уж больно наш, шымкентский. Дресс-кодом никто и не заморачивался…