Кто работает в круглосуточной диспетчерской шымкентского горакимата

244
Арапат Абдурахманова, диспетчер шымкентского горакимата

24 ЧАСА В СУТКИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ
Рано утром, возвращаясь после очередного дежурства, Арапат Абдурахманова садится в автобус и думает только об одном: поскорее бы добраться до дому и лечь спать. Но едва переступает порог родной квартиры, как в дверях появляются соседи – они идут за помощью. И вот Арапат снова набирает номер телефона 53-00-15 и, услышав «Алло», в ответ на автомате выдает: «Диспетчерская акимата слушает».

Арапат Абдурахманова, диспетчер шымкентского горакимата

Мы сидим в небольшом кабинете городского акимата.
– Звонков много разных бывает. Вообще-то мы должны отвечать только на вопросы, связанные с ЖКХ, то есть по свету, воде, отоплению, дорогам, освещению. Но к нам звонят по любому поводу, – говорит моя собеседница, и в этот момент звонит телефон. Извините, говорит Арапат Абдурахманова и снимает трубку:
– Диспетчерская городского акимата слушает… Я вас поняла, записывайте телефон, – говорит Арапат и диктует номер: 53-54-07. Да, у них номер поменялся… Всего доброго. Вот видите (уже обращаясь ко мне), спрашивали номер РАБАТа. Конечно, могла сказать, что я не справочная, и бросить трубку, но не могу. Я же понимаю: если человек сюда позвонил, значит, ему этот номер очень нужен.
Излишняя отзывчивость иной раз может сильно осложнить жизнь.
– Сейчас я бегаю, словно по замкнутому кругу, – рассказывает Арапат, пока молчит телефон. – Недавно позвонила женщина-инвалид, она живет в микрорайоне «Достык». У нее рак 4 степени. Просила помочь с выделением соцработника, который приходил бы 2-3 раза в неделю. Я обратилась в собес, мне ответили: необходима справка из поликлиники, что она нуждается в такой помощи. Я обязательно добьюсь, чтобы ей помогли… Извините, телефон…
За пару часов общения звонок умолкал лишь на несколько минут. Кому-то не выдают бесплатных лекарств, у кого-то соседи котлован роют прямо перед домом, а кого-то заливают соседи.
– Это одна из сложных тем. Особенно если владелец квартиры сдает ее в аренду. Например, с октября я бьюсь и никак не могу помочь бабушке и дедушке, которых постоянно заливают соседи сверху. Там какая-то проблема в канализационной трубе, и все нечистоты льются на головы старикам. Один раз бабушка только поставила на плиту кастрюлю с водой, как сверху пласт штукатурки отвалился, и все это прямо в несостоявшийся суп… Извините, телефон, я должна ответить.
Бабушка долго пробовала поговорить с соседом сверху, но тщетно. Тогда она позвонила в диспетчерскую горакимата. В тот день дежурила Арапат.
– Вы не поверите, – продолжает моя собеседница. – С тех пор мы не можем добиться, чтобы владелец квартиры, который работает в правоохранительных органах, навел порядок в своей квартире. А дел-то: пригласить грамотного сантехника, который заменит протекающую трубу. Мы уже даже с заявлением по месту его работы обращались. Сегодня мне пообещали, что этим делом займется управление собственной безопасности.
Каждый звонок в городскую диспетчерскую обязательно записывается, проставляются не только дата, но и точное время обращения. А после – отметка об исполнении.
А такие обращения, как у этих стариков или той больной женщины, Арапат заносит в свою пухлую личную тетрадь. Многое уже решилось положительно, но немало и тех, что потребуют сил и времени.
– Зачем вам это нужно, ведь это не ваша работа? Или вам за нее доплачивают?
– Что вы, какая доплата? – улыбается Арапат. – Я просто не могу отказать, когда слышу, что о помощи просит пожилой человек. Вот, смотрите: старушка заказала по «Шара-Баре» двери, все оплатила. Заказ должны были исполнить за 10 дней. Прошло три месяца – и ничего. Тогда она ко мне позвонила. Через неделю после того, как я поговорила с руководителем компании, дверь установили.
– Дежурите целые сутки, все время на телефоне, дома, наверное, потом день отсыпаетесь?
– Это моя мечта, но соседи по дому не дадут. Я больше 20 лет была домкомом. Сейчас уже нет, но стоит вернуться домой, как тут же звонок или стук в дверь. И все просят помочь.
– Как домочадцы к этому относятся?
– Дети возмущаются. Мама, говорят, из-за твоей работы мы ни поспать, ни поесть не можем нормально. Я уже и звонок отключила, так теперь стучат. Вот супруг всегда заботился, переживал: как ты там, на работе, обедать будешь? У тебя же и времени нет. Мог купить что-нибудь вкусненькое и принести: «Ты у меня там не худей!». В прошлом году его не стало…
На глаза Арапат навернулись слезы. Но в этот момент снова зазвонил телефон.
– Диспетчерская акимата слушает… так, я сейчас позвоню Рамазану. Да, адрес я записала.
Тут же созванивается с водоканалом:
– Рамазана нет? Тогда записывайте адрес, там люк открыт.
Арапат диктует адрес и делает какие-то пометки в журнале:
– Хорошо, я сейчас же ему перезвоню.
Еще один звонок, теперь уже заявителю:
– Это вас из диспетчерской акимата беспокоят. Сейчас к вам подъедет бригада, вы только их там встретьте.
– Арапат, у вас на столе два телефона, а пользуетесь только одним…
– А это для нашей внутренней связи. Если поступает сигнал, что где-то произошла авария, я должна сразу сообщить в наш отдел ЖКХ и сообщить причину, какие работы выполняются, когда примерно она будет ликвидирована. Без этого никак.
Бывают дни, когда диспетчер просто физически не успевает ответить на все звонки.
– В мое прошлое дежурство у нас тут страшный завал был, звонили отовсюду и говорили только об одном: помогите, нас топит! А вот 4 числа моя сменщица приняла 118 звонков – газа не было, – вспоминает Арапат.
– Работа с людьми непростая, да и звонки бывают разные. Как с эмоциями справляетесь?
– Да, иногда поднимаешь трубку, а на тебя такие ругательства сыплются… Поговоришь с человеком, а ему, оказывается, нагрубили коммунальщики, вот он весь на взводе нам и звонит. Приходится выслушивать. Кто-то потом понимает, что был не прав. Кому-то приходится напоминать, что так себя вести нельзя… Но когда люди звонят и благодарят, хорошо на душе становится. Ведь понимать, что ты кому-то очень нужен, что ты можешь кому-то помочь – это и есть настоящая радость.
– А как же дети, пока вы на работе?
– Сейчас со мной живет только младший сын. Ему 19 лет. У старших уже свои семьи. Перед уходом на работу я смотрю, чтобы дома обязательно было первое, второе, третье, какая-нибудь выпечка и обязательно салатик. Вчера вечером поленилась, поэтому сегодня пораньше с утра встала, пирог испекла и простенький салатик приготовила. А вообще и выпечка, и салаты у меня отлично получаются, – улыбается женщина.
В этот момент снова звонит телефон.
– Диспетчерская городского акимата слушает…

…Смена диспетчера городского акимата длится 24 часа. В диспетчерской городского акимата работают 4 диспетчера – все женщины. Мы поздравляем их с праздником! И надеемся, что с окончанием зимы тревожных звонков у них станет хоть чуточку меньше.
Саида ТУРСУМЕТОВА, фото Тимура ДЖУМАБЕКОВА

Реклама