Первый весенний месяц этого года выдался богатым на официальные юбилеи. 10 марта исполнилось 80 лет со дня образования Южно-Казахстанской области. А 28 марта свой 80-летний юбилей отмечает наша авиационная служба.
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ – СЕЛЬХОЗАВИАЦИЯ
Авиаистория области начиналась не с гражданской авиации. Все было несколько прозаичней. Согласно протоколу заседания президиума облисполкома была организована сельскохозяйственная авиабаза Южного Казахстана. В нее вошли два летных отряда, задачей которых было проведение авиационно-технических работ на территории Алма-Атинской, Джамбульской, Кзыл-Ординской и Южно-Казахстанской областей. Цель работы авиагруппы, состоявшей из полусотни самолетов ПО-2, – уничтожение саранчи на полях. Вскоре, спустя год, начались регулярные перевозки пассажиров и почты.
За восемь десятилетий через южноказахстанское авиапредприятие прошли тысячи высококлассных специалистов – летчиков, авиадиспетчеров, радистов, механиков, авиатехников.
Принято считать, что в авиации случайных людей не бывает. О небе грезят с детства, целенаправленно идут к своей высокой мечте, тренируя ум и тело. Одним из подтверждений этому – летная судьба Хамзы Хабибовича Хакимова. Сначала он окончил ташкентский авиатехникум, затем Краснокутское летное училище. В 1971 году начал работу на чимкентском авиапредприятии вторым пилотом. Вскоре стал командиром АН-2 и проработал в этом качестве вплоть до 1986 года в подразделении сельхозавиации. Летчики-сельхозники, или, как их называли, «химики», занимались подкормкой и обработкой полей, засеянных хлопком и зерновыми культурами, а также дефолиацией хлопчатника. Хакимов безаварийно налетал 10 тысяч часов.
А какие люди руководили авиапредприятием! Хамза Хакимов начал работу при легендарном Григории Каплуне, ему на смену пришли Алексей Лебедев, затем Узифулла Ажмолдаев, теперь преемницу авиапредприятия – компанию «СКАТ» – возглавляет Владимир Денисов.
«ЖИГУЛИ» НА 40 ЛЕТ
В 1976 году по итогам пятилетки Хамза Хакимов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Опыт его работы был распространен по отраслевому министерству и Казахскому управлению гражданской авиации.
Старшее и среднее поколения южан помнят самолеты над хлопковыми полями, куда нас еще со школьной поры вывозили «на месяц-другой». Именно благодаря дефолиации – предуборочному удалению листьев, производительность на уборке хлопка повышалась на 15-20 процентов. Дефолиация проводилась самолетами, распылявшими раствор бутифоса за шесть суток до начала уборки на поле. Наверное, мы до сих пор не знаем в полной мере последствий того, что в то время мы, подростки, вдыхали этот токсичный пестицид…
В 1983 году Хамзе Хакимову было присвоено звание пилота первого класса гражданской авиации. В том же году решением бюро Джетысайского райкома партии за качественную работу на полях района ему было предоставлено право получения автомобиля «Жигули». К слову, на этом авто Хамза Хабибович с гордостью ездит без малого сорок лет! Сам он объясняет это просто: «С автомобилем я на Вы. При нормальной, бережной эксплуатации, любая техника, тем более – советская, может служить долгое время».
ЭТО ИНТЕРЕСНО
СТАХАНОВСКИЙ АВИАОТРЯД
Больших успехов добился в своей работе чимкентский авиаотряд Южно-Казахстанского территориального управления гражданского воздушного флота. Производственный план за два с половиной месяца выполнен по рейсам на 119,4%, по налетанным километрам на 114,3%. Работники отряда не имели в течение этого времени ни одной аварии и поломки.
Растут ряды стахановцев отряда. Звено комсомольца Сопина – стахановское звено. За два месяца работники звена сэкономили 851 килограмм горючего, 116 килограммов масла. Цех мастера Столярова в стахановскую декаду выполнял план на 140%, цех мастера Толмачева – на 165%.
В приказе начальника Южно-Казахстанского территориального управления гражданского воздушного флота отмечены достижения чимкентского авиаотряда. Отряд премирован звуковой кинопередвижкой, выделено 3000 рублей на просветительную работу в отряде.
(Газета «Казахстанская правда» от 2 апреля 1936 года).
МОЛОДОЙ ПЕНСИОНЕР
Понятно, что работа в сельхозавиации, с ядохимикатами, не способствует укреплению здоровья.
Поэтому не удивительно, что на пенсию авиаторы в Союзе уходили в 37 лет. Люди дальновидные, а к таким относится и наш герой, стремились получить дополнительное образование, ведь, согласитесь, смешно в неполные 40 лет сидеть в беседке, «забивая козла». В 1978 году X. Хакимов окончил юридический факультет ТашГУ. Полученная специальность очень пригодилась, когда его в 1986 году назначили начальником отдела применения авиации в народном хозяйстве (ПАНХ) чимкентского авиаотряда. Отдел обеспечивал заключение договоров, организовывал, затем контролировал технологию выполнения работ, а также вел взаиморасчеты с заказчиками. Самолеты АН-2, АН-24, новые ИЛ-76, вертолеты КА-26, МИ-4-8 выполняли задания сельскохозяйственного характера. АН-2 обслуживали геологов, санавиацию, выполняли спецрейды, вместе с вертолетами патрулировали нефтепровод, совершали облеты ЛЭП и т.д. На АН-24 перевозили различные грузы для нужд области и республики. На ИЛ-76 выполнялись коммерческие рейсы в ближнее и дальнее зарубежье.
Чимкентский отдел ПАНХ, как многоцелевой и прибыльный, стал одним из лучших в Казахстане. X. Хакимов был приглашен в Москву на ВДНХ, где его наградили медалью.
ОБЩЕСТВЕННАЯ НАГРУЗКА
Знание трудового законодательства, гражданского, административного и уголовного права, Закона о браке и семье пригодилось ему не только на работе в отделе ПАНХ. На протяжении 20 лет Хамза Хабибович был народным заседателем сначала Абайского районного, затем областного, а позже и Верховного суда Республики Казахстан. Исполнял он эту общественную обязанность принципиально, с присущими ему справедливостью и человечностью. «Хакимова всегда отличали порядочность, нетерпение к недостаткам, – так отозвался о своем коллеге председатель совета ветеранов шымкентского аэропорта Игорь Добренко. – Сегодня мы в полную мощь готовимся к проведению юбилея авиаслужбы области. Есть еще ряд интересных проектов, задумок – создание музея авиации под открытым небом, организация в двух городских школах – №3 и №45 – авиамодельных кружков, а также открытие летного училища в Шымкенте. И везде подразумевается активное участие ветерана авиации Хамзы Хакимова. Жаль, что пока из-за болезни он не в боевом строю, но мы ждем его возвращения».
ЛИЧНОЕ
8 марта X. Хакимову исполнилось 65 лет. В дате дня его рождения присутствует какая-то ирония судьбы. Он сам – воплощение галантности, джентльмен, и без того одаривающий своим вниманием знакомых и близких, даже в свой день рождения обречен быть благосклонным к главным виновницам дня – женщинам. В его жизни были и есть две значимые женщины – экс-супруга Диля и нынешняя жена, подруга, муза – Лора…
Есть в этом человеке еще одна черта характера, удивившая меня, – он с юности ведет дневник. Ему он доверяет свои мысли по поводу увиденного, прочитанного, о событиях. Последняя по времени запись в нем – восторг по случаю завоевания футбольным клубом «Ордабасы» супер-кубка. «Я живу этой эмоцией все последние дни, она дает мне силы к жизни», – признался он – многолетний фанат клуба. А мне кажется, его, такого впечатлительного, может «завести» любая хорошая новость о его знакомых, родном городе.
Хамза Хабибович – благодарный человек. И прежде всего он благодарен судьбе, окружающим его людям (сегодня это в основном врачи), республике, взрастившей его и в которой он живет. А другим он, по определению, быть не может. К любящему жизнь во всех ее проявлениях судьба всегда благосклонна.
Фарида ШАРАФУТДИНОВА.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
28 марта 1932 года возле Шымкента была организована сельскохозяйственная авиабаза. Под нее отвели 112,5 га рядом с городом. Сейчас на этом месте располагается центральная площадь имени Аль-Фараби.
В годы войны на его базе была создана вторая учебная эскадрилья. Летчиков для фронта готовили на территории, где сегодня находятся драмтеатр и технопарк. В 1955 году в городе появились первые пассажирские АН-2. Затем начинается освоение новых транспортных самолетов: ИЛ-14, ИЛ-18, АН-243.
27 декабря 1963-го аэропорт перебазировался на новое место (где расположен и сегодня). 21 ноября 1967 были сданы в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса и здание аэровокзала.
В 2007 году выполнены работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы, обновлено метеооборудование, что позволяет в настоящее время принимать воздушные судна любых типов.
В 2008 году из республиканского бюджета на постройку нового аэровокзала было выделено 6,2 млрд. тенге.
Статус – международный аэропорт «Шымкент». Находится на западной окраине города, на пересечении международных авиатрасс R482, B142, B114, P206, B30; расположен в 100 км от Ташкента, в 450 км от Кызылорды, в 500 км от Бишкека, в 700 км от Алматы.
Аэродром 1 класса пригоден для приема воздушных судов всех типов.
Сегодня на аэродроме базируются: АО «Аэропорт Шымкент», АО «Авиакомпания SCAT», шымкентский филиал РГП «Казаэронавигация», шымкентское представительство АО «Казаэросервис». Аэродром используется также военной авиацией.
В окрестностях Шымкента – в Сайрамском районе – имеется также спортивный аэродром «Сайрам».
Крупнейшая авиакатастрофа, связанная с шымкентским аэропортом, произошла 12 ноября 1996 года. В небе над Дели столкнулись «Боинг-747» компании «Сауди Эрвэйз» и ИЛ-76 компании «Эйр Казахстан». В результате столкновения и последовавшего мощного взрыва погибли 349 человек на обоих бортах. Это одна из самых крупных авиакатастроф в мире, 3-я по числу жертв в истории гражданской авиации.