Обнимая небо. Авиационной службе ЮКО 80 лет

695
Шымкентский летчик Хамза Хакимов

Первый весенний месяц этого года выдался богатым на официальные юбилеи. 10 марта исполнилось 80 лет со дня образования Южно-Казахстанской области. А 28 марта свой 80-летний юбилей отмечает наша авиационная служба.

Шымкентский летчик Хамза Хакимов

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ – СЕЛЬХОЗАВИАЦИЯ
Авиаистория области начиналась не с гражданской авиации. Все было несколько прозаичней. Согласно протоколу заседания президиума облисполкома была организована сельскохозяйственная авиабаза Южного Казахстана. В нее вошли два летных отряда, задачей которых было проведение авиационно-технических работ на территории Алма-Атинской, Джамбульской, Кзыл-Ординской и Южно-Казахстанской областей. Цель работы авиагруппы, состоявшей из полусотни самолетов ПО-2, – уничтожение саранчи на полях. Вскоре, спустя год, начались регулярные перевозки пассажиров и почты.
За восемь десятилетий через южноказахстанское авиапредприятие прошли тысячи высококлассных специалистов – летчиков, авиадиспетчеров, радистов, механиков, авиатехников.
Принято считать, что в авиации случайных людей не бывает. О небе грезят с детства, целенаправленно идут к своей высокой мечте, тренируя ум и тело. Одним из подтверждений этому – летная судьба Хамзы Хабибовича Хакимова. Сначала он окончил ташкентский авиатехникум, затем Краснокутское летное училище. В 1971 году начал работу на чимкентском авиапредприятии вторым пилотом. Вскоре стал командиром АН-2 и проработал в этом качестве вплоть до 1986 года в подразделении сельхозавиации. Летчики-сельхозники, или, как их называли, «химики», занимались подкормкой и обработкой полей, засеянных хлопком и зерновыми культурами, а также дефолиацией хлопчатника. Хакимов безаварийно налетал 10 тысяч часов.
А какие люди руководили авиапредприятием! Хамза Хакимов начал работу при легендарном Григории Каплуне, ему на смену пришли Алексей Лебедев, затем Узифулла Ажмолдаев, теперь преемницу авиапредприятия – компанию «СКАТ» – возглавляет Владимир Денисов.

«ЖИГУЛИ» НА 40 ЛЕТ
В 1976 году по итогам пятилетки Хамза Хакимов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Опыт его работы был распространен по отраслевому министерству и Казахскому управлению гражданской авиации.
Старшее и среднее поколения южан помнят самолеты над хлопковыми полями, куда нас еще со школьной поры вывозили «на месяц-другой». Именно благодаря дефолиации – предуборочному удалению листьев, производительность на уборке хлопка повышалась на 15-20 процентов. Дефолиация проводилась самолетами, распылявшими раствор бутифоса за шесть суток до начала уборки на поле. Наверное, мы до сих пор не знаем в полной мере последствий того, что в то время мы, подростки, вдыхали этот токсичный пестицид…
В 1983 году Хамзе Хакимову было присвоено звание пилота первого класса гражданской авиации. В том же году решением бюро Джетысайского райкома партии за качественную работу на полях района ему было предоставлено право получения автомобиля «Жигули». К слову, на этом авто Хамза Хабибович с гордостью ездит без малого сорок лет! Сам он объясняет это просто: «С автомобилем я на Вы. При нормальной, бережной эксплуатации, любая техника, тем более – советская, может служить долгое время».

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Чимкентский авиаотряд ЮКО

СТАХАНОВСКИЙ АВИАОТРЯД
Больших успехов добился в своей работе чимкентский авиаотряд Южно-Казахстанского территориального управления гражданского воздушного флота.
Производственный план за два с половиной месяца выполнен по рейсам на 119,4%, по налетанным километрам на 114,3%. Работники отряда не имели в течение этого времени ни одной аварии и поломки.

Растут ряды стахановцев отряда. Звено комсомольца Сопина – стахановское звено. За два месяца работники звена сэкономили 851 килограмм горючего, 116 килограммов масла. Цех мастера Столярова в стахановскую декаду выполнял план на 140%, цех мастера Толмачева – на 165%.
В приказе начальника Южно-Казахстанского территориального управления гражданского воздушного флота отмечены достижения чимкентского авиаотряда. Отряд премирован звуковой кинопередвижкой, выделено 3000 рублей на просветительную работу в отряде.
(Газета «Казахстанская правда» от 2 апреля 1936 года).

МОЛОДОЙ ПЕНСИОНЕР
Понятно, что работа в сельхозавиации, с ядохимикатами, не способствует укреплению здоровья.
Поэтому не удивительно, что на пенсию авиаторы в Союзе уходили в 37 лет. Люди дальновидные, а к таким относится и наш герой, стремились получить дополнительное образование, ведь, согласитесь, смешно в неполные 40 лет сидеть в беседке, «забивая козла». В 1978 году X. Хакимов окончил юридический факультет ТашГУ. Полученная специальность очень пригодилась, когда его в 1986 году назначили начальником отдела применения авиации в народном хозяйстве (ПАНХ) чимкентского авиаотряда. Отдел обеспечивал заключение договоров, организовывал, затем контролировал технологию выполнения работ, а также вел взаиморасчеты с заказчиками. Самолеты АН-2, АН-24, новые ИЛ-76, вертолеты КА-26, МИ-4-8 выполняли задания сельскохозяйственного характера. АН-2 обслуживали геологов, санавиацию, выполняли спецрейды, вместе с вертолетами патрулировали нефтепровод, совершали облеты ЛЭП и т.д. На АН-24 перевозили различные грузы для нужд области и республики. На ИЛ-76 выполнялись коммерческие рейсы в ближнее и дальнее зарубежье.
Чимкентский отдел ПАНХ, как многоцелевой и прибыльный, стал одним из лучших в Казахстане. X. Хакимов был приглашен в Москву на ВДНХ, где его наградили медалью.

ОБЩЕСТВЕННАЯ НАГРУЗКА
Знание трудового законодательства, гражданского, административного и уголовного права, Закона о браке и семье пригодилось ему не только на работе в отделе ПАНХ. На протяжении 20 лет Хамза Хабибович был народным заседателем сначала Абайского районного, затем областного, а позже и Верховного суда Республики Казахстан. Исполнял он эту общественную обязанность принципиально, с присущими ему справедливостью и человечностью. «Хакимова всегда отличали порядочность, нетерпение к недостаткам, – так отозвался о своем коллеге председатель совета ветеранов шымкентского аэропорта Игорь Добренко. – Сегодня мы в полную мощь готовимся к проведению юбилея авиаслужбы области. Есть еще ряд интересных проектов, задумок – создание музея авиации под открытым небом, организация в двух городских школах – №3 и №45 – авиамодельных кружков, а также открытие летного училища в Шымкенте. И везде подразумевается активное участие ветерана авиации Хамзы Хакимова. Жаль, что пока из-за болезни он не в боевом строю, но мы ждем его возвращения».

ЛИЧНОЕ
8 марта X. Хакимову исполнилось 65 лет. В дате дня его рождения присутствует какая-то ирония судьбы. Он сам – воплощение галантности, джентльмен, и без того одаривающий своим вниманием знакомых и близких, даже в свой день рождения обречен быть благосклонным к главным виновницам дня – женщинам. В его жизни были и есть две значимые женщины – экс-супруга Диля и нынешняя жена, подруга, муза – Лора…
Есть в этом человеке еще одна черта характера, удивившая меня, – он с юности ведет дневник. Ему он доверяет свои мысли по поводу увиденного, прочитанного, о событиях. Последняя по времени запись в нем – восторг по случаю завоевания футбольным клубом «Ордабасы» супер-кубка. «Я живу этой эмоцией все последние дни, она дает мне силы к жизни», – признался он – многолетний фанат клуба. А мне кажется, его, такого впечатлительного, может «завести» любая хорошая новость о его знакомых, родном городе.
Хамза Хабибович – благодарный человек. И прежде всего он благодарен судьбе, окружающим его людям (сегодня это в основном врачи), республике, взрастившей его и в которой он живет. А другим он, по определению, быть не может. К любящему жизнь во всех ее проявлениях судьба всегда благосклонна.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА.

ТОЛЬКО ФАКТЫ
28 марта 1932 года возле Шымкента была организована сельскохозяйственная авиабаза. Под нее отвели 112,5 га рядом с городом. Сейчас на этом месте располагается центральная площадь имени Аль-Фараби.

В годы войны на его базе была создана вторая учебная эскадрилья. Летчиков для фронта готовили на территории, где сегодня находятся драмтеатр и технопарк. В 1955 году в городе появились первые пассажирские АН-2. Затем начинается освоение новых транспортных самолетов: ИЛ-14, ИЛ-18, АН-243.

27 декабря 1963-го аэропорт перебазировался на новое место (где расположен и сегодня). 21 ноября 1967 были сданы в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса и здание аэровокзала.

В 2007 году выполнены работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы, обновлено метеооборудование, что позволяет в настоящее время принимать воздушные судна любых типов.

В 2008 году из республиканского бюджета на постройку нового аэровокзала было выделено 6,2 млрд. тенге.

Статус – международный аэропорт «Шымкент». Находится на западной окраине города, на пересечении международных авиатрасс R482, B142, B114, P206, B30; расположен в 100 км от Ташкента, в 450 км от Кызылорды, в 500 км от Бишкека, в 700 км от Алматы.
Аэродром 1 класса пригоден для приема воздушных судов всех типов.

Сегодня на аэродроме базируются: АО «Аэропорт Шымкент», АО «Авиакомпания SCAT», шымкентский филиал РГП «Казаэронавигация», шымкентское представительство АО «Казаэросервис». Аэродром используется также военной авиацией.
В окрестностях Шымкента – в Сайрамском районе – имеется также спортивный аэродром «Сайрам».

Крупнейшая авиакатастрофа, связанная с шымкентским аэропортом, произошла 12 ноября 1996 года. В небе над Дели столкнулись «Боинг-747» компании «Сауди Эрвэйз» и ИЛ-76 компании «Эйр Казахстан». В результате столкновения и последовавшего мощного взрыва погибли 349 человек на обоих бортах. Это одна из самых крупных авиакатастроф в мире, 3-я по числу жертв в истории гражданской авиации.

Реклама