В какие игры играли нынешние взрослые

202

Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, на месте морская фигура замри… Помните нашу незамысловатую детскую игру? Или эту разноцветную: кис-кис, мяу-мяу, какой цвет, какой знаешь, какой нет… А чудесные считалочки из нашего детства, вроде «Вышел месяц из тумана…» или «На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич…» И хотя многие из нас «убивали» неделю, чтобы выучить к очередной «лит-ре» восьмистишье Лермонтова, наизусть знали долгие стишки-ладошки. Сегодняшние дети упростили все до примитивизма.. Осталось только…

СУ-ЛИ-ФА…

Елена Бояршинова

Пока мы тут потихоньку стареем и ворчим, наши дети упрощают наш мир. Почему? Вот взять хотя бы игру «Камень, ножницы, бумага», ту самую сулифу. Мало кто из самостоятельно гуляющих на улице деток, по любому поводу режущихся в сулифу, знает, что первоначальная версия этой игры, я имею в виду до того момента, как она завладела умами наших детей, явно сложнее, чем они привыкли. А ведь все так: камень, ножницы, бумага, карандаш, огонь, вода и бутылка лимонада. Семь состояний! И, похоже, нет четких правил, кто кого главнее. Тут все зависит только от фантазии играющего. Если смог внятно объяснить, почему твоя бутылка лимонада бьет мою бумагу, то ты победил. Вот так все сложно…
Наши дети говорят: а зачем эта нудная считалка в игре, если можно по-быстренькому скинуться на сулифа и знать, кто водит. И по-быстренькому же сыграть, чтобы поскорей разойтись по домам. Проще сидеть дома и играть в Интернете, листать комиксы. А еще они утверждают, что «семь камешков» – это скучно, асычки – отстой, а казаки-разбойники – прошлый век. С прошлым веком, конечно, согласиться можно, если бы кто-нибудь или придумал новое, или отменил пользу коллективных игр.
Вот у вас во дворе дети играют? В «настоящие», коллективные игры – с правилами, водящими? В том дворе, где я живу, – почти нет. Дети выходят во двор, чтобы кататься на велосипедах, скутерах, самокатах, роликах. Разве что самые маленькие еще иногда с пистолетами-автоматами побегают, в классики попрыгают. А правил толком не знают, и все у них без огонька, вяло.
И куда-то делась популярная войнушка… Та, где «наши» против «фашистов», помните? «Фашисты» избирались тайным голосованием вроде вытянуть спичку – добровольно идти во враги никто не хотел. После очередной серии «Чингачгука» войнушки автоматически переходили в разряд «индейцы» против «ковбойцев». Но сильнее всего на наши неокрепшие умы действовали «Три мушкетера». После каждого показа у всех мам из кухни пропадали дефицитные пластмассовые крышки от стеклянных банок. Мы прокалывали в них дыры, вставляли палки – получались замечательные шпаги. Жаркие баталии проходили уже между «мушкетерами» и «гвардейцами кардинала», и неважно, кто был обладателем шпаги: мальчишка или девчонка…
Дворовые игры почти исчезли из жизни современных детей. Те самые игры, в которые играли не только мы, но и наши мамы и папы. Те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты, были самым гармоничным способом социализации. Те игры, которые давали возможность ребенку узнать самого себя, пробовать свои возможности, учили соблюдать определенные правила и просто доставляли огромную радость.
Почему нынешней ребятне не интересны забавы, которые еще недавно были так популярны? Ведь все это не «сверху спускалось», сами бережно хранили традиции, усовершенствовали старые игры, придумывали новые. Психологи говорят, что утрачен «институт дворовой дружбы», когда более старшие ребята играли в футбол, казаков-разбойников, слона, прятки и войнушки. А младшие дети сначала наблюдали за играми, а затем сами становились активными участниками.
Есть такое выражение: мода диктует… А сейчас мода диктует, какая аватарка круче, сколько времени сидишь «В Контакте», так же, как раньше, кто сколько голов забил соседней команде. И ладно бы, пусть бы она диктовала, но во всем этом есть одно большое «но». Всех сегодня возмущает поведение наших детей в школе – тема эта практически самая обсуждаемая. Кланы, деление на стаи, травля слабых, поборы и побои. А ведь те же психологи утверждают, что школьные разборки – это игра, в которую играют наши дети, которым не дали поиграть в другие игры. Вот так-то.

Елена Бояршинова.

Реклама