Встретить на своем жизненном пути настоящего Учителя – большая удача.

ЧЕЛОВЕК С КЛЮЧОМ

Встретить на своем жизненном пути настоящего Учителя – большая удача.

Не люблю индийское кино – слишком в нем все слащаво и надуманно. Но, каюсь, по рекомендации коллег недавно просмотрел фильм «Звездочки на земле, или Каждый ребенок особенный». Конечно, не обошлось без песен и плясок, обязательных для Болливуда, но главной идеей «Звездочек на земле» было взаимоотношение ученика и Учителя. Все правильно, Учителя с большой буквы…

КАК В КИНО
Чтобы не закручивать интригу, вкратце обрисую фабулу фильма. Девятилетний малец из вполне благополучной семьи страдал дислексией. Вещь это мудреная, но, говоря просто, она выражается в заторможенной реакции, ребенок путает буквы местами, ему сложно даются простейшие арифметические задачки, и почерк у него просто отвратительный. Но это не говорит о том, что он ненормален или глуп! Стоит сказать только, что дислексией страдали, например, Альберт Эйнштейн и Леонардо да Винчи, и сразу можно «реабилитировать» всех, кому поставлен такой диагноз. Но не каждый родитель понимает это. Вот и в «Звездочках» главный герой пытался скрыть свою слабость за непослушанием, за что и был сослан строгим отцом в интернат. Ребенок все больше и больше замыкался в себе, и в конце концов дело кончилось бы плохо, если бы не новый учитель. Он нашел к ребенку подход и раскрыл в мальчишке талант художника.

КАК В ЖИЗНИ
Встретить на своем жизненном пути настоящего Учителя – большая удача. Не каждому она выпадает, но если это произойдет, то считайте повезло по-настоявшему…
Был у нас классный руководитель – Михаил Игнатьевич Морозов. Нам он чем-то напоминал моряка: широкая грудь, мощные бицепсы, перебитый нос, рубашки с отложными воротниками, брюки-клеш. Когда он начинал злиться, в груди у него рокотало – признак для нас не очень хороший и чреватый серьезными последствиями. Хватало одного его взгляда, чтобы успокоить любого. А нас в футбольном спецклассе было 33, причем все пацаны-шалопаи. Авторитет у классного был железный! Михаил Игнатьевич преподавал алгебру и геометрию – четко владел своим предметом. Но помимо этого сумел преподать нам и сугубо мужские уроки. Пару раз он вмешивался в наши пацанячьи «разборки» с другими классами, да и старшие «товарищи» из близлежащего к школе района пытались поколотить учеников из нашего футбольного класса. Классный пресек эти попытки на корню. Своим мужским авторитетом, рокотом в мощной груди. «Старшаки» вдруг передумали разбираться.
К чему я это? Недавно приятель рассказал мне, как стал свидетелем циничного происшествия. В микрорайонах ученики старших классов после уроков издевались над своим преподавателем. Чуть ли не подзатыльники ему давали…
У этого педагога не было расклешенных брюк и рокота в груди. А может быть, и простого мужского авторитета…

ХОЧУ РАБОТАТЬ С ДЕТЬМИ
Один мой хороший товарищ – военнослужащий. Его контракт скоро заканчивается, и он размышляет о предстоящем выходе на пенсию. Он отличный шахматист, сражался с противниками в очень и очень высоких званиях и бил их по полной программе. В общем, интеллект – на уровне, «айкью» – зашкаливает! Поэтому я был очень удивлен, когда товарищ поведал мне о своих планах на конец военной карьеры. Оказалось, что он хочет пойти работать в школу простым учителем. «Каждый должен оставить в этой жизни след, – сказал он, – за свою жизнь я накопил достаточно знаний и опыта, почему бы мне не поделиться этим с детьми? Я умею с ними ладить, мне это нравится. Чувствую, что могу вложить в них что-то действительно доброе и нужное…».
И почему-то я уверен, что у него это получится…

ДЕФИЦИТ
Согласитесь, мужчина-преподаватель в школе нынче большой дефицит. Ну не идет сильный пол в педагоги. Может быть, это непрестижно? Может быть, заработная плата низкая? А может быть, потому что нужно позиционировать себя перед учениками именно как мужчина? А это сложно! Тем более сейчас, когда старшеклассники пытаются быть «крутыми перцами» и предпочитают «не говорить, а делать». Иногда это значит – бить и даже стрелять. И чтобы их чему-то научить, заставить прислушаться к себе, нужно самому педагогу быть очень «крутым перцем». Надеюсь, вы понимаете, о чем я говорю.
Кто он, сегодняшний учитель? Это выпускник вуза, часто дающий мзду, чтобы устроиться на работу по специальности. Это человек, который боится заявить о своих правах во всеуслышание. У которого помимо основной обязанности учить и воспитывать детей куча посторонней «нагрузки». То ремонты и копилки, то выборы и культмассовые мероприятия. Есть еще сборы денег в случае масштабных и не очень ЧП, подписка на никому не нужные газеты, приезды разнообразных комиссий… «Шелухи» хватает! Времени на самих учеников останется в обрез. Успеть бы их чему-то научить, а уж воспитанием в таких условиях могут заниматься лишь настоявшие подвижники.
Грядет профессиональный праздник учителей – людей престижной и почетной во многих странах профессии. У нас же с этим «напряг». Но все же есть у нас Учителя от Бога. Умеющие находить ключики к детским душам. Способные разглядеть в ребенке что-то особенное и дать этому особенному дорогу. Те, кто может зацепить подростков-оболтусов чем-то интересным, приоткрыть завесу над тайнами этого мира, разбудить любознательность и тягу к знаниям. Педагоги, которые смогут объяснить, что главное в этой жизни не бумажка в виде диплома, а что-то совсем другое. С праздником вас, настоящие Учителя!

Ринат ХАМИДУЛИН

РАБАТ № 40, 03.10.2012 г.