ЗАКОН НА МЕСТНОМ УРОВНЕ
Год как в Шымкенте новый состав представительной (законодательной) власти. Мы сами ее избрали 15 января 2012 года – в день, когда в стране прошли выборы в парламент и местные маслихаты. О том, насколько плодотворным оказался этот год для народных избранников, РАБАТ беседует с секретарем шымкентского городского маслихата Нурланом Бекназаровым.
– Нурлан Кудиярович, меньше чем за год состоялось 15 сессий шымкентского гормаслихата (ШГМ). К слову, ЮКО маслихат за этот же период провел 10 заседаний сессий. Как вы сами оцениваете работу нынешнего депутатского корпуса?
– Деятельность шымкентского городского маслихата пятого созыва началась 24 января 2012 года, когда состоялась первая сессия. Думаю, дело не в количестве проведенных сессий, а в актуальности проблем и вопросов, рассматриваемых на них. Самые важные из них – утверждение и уточнение городского бюджета, затем – его исполнение, слушанье отчета акима города, согласование генплана, тарифа за проезд на общественном пассажирском транспорте Шымкента, корректировка базовых ставок земельного налога и другие.
Помимо участия в заседаниях сессий депутаты гормаслихата входят в состав и активно работают в различных консультативно-совещательных комиссиях, созданных при исполнительных органах, – бюджетной, по делам несовершеннолетних, ономастической и т. д.
Благодаря своевременно принятым решениям и четкому взаимодействию акимата и маслихата города за прошедший год были достигнуты большие успехи в развитии Шымкента, что и является доказательством эффективности работы депутатского корпуса.
– Практически сразу же, на второй сессии, депутаты столкнулись с протестом прокурора Аль-Фарабийского района на решение ШГМ от 28 октября 2011 года «О стоимости разовых талонов». Тогда же пришлось прервать работу сессии на несколько дней. Была создана рабочая группа, занявшаяся подробным изучением этого вопроса. Сегодня разовые талоны отменены. Насколько полезным оказался тот опыт?
– Здесь важно знать, что все нормативно-правовые акты, принимаемые маслихатом и затрагивающие интересы граждан города, согласно действующему законодательству предварительно проходят правовую экспертизу, регистрируются в органах юстиции и только после этого вступают в законную силу. Вышеупомянутое решение ШГМ «О стоимости разовых талонов» было принято и зарегистрировано с соблюдением всех требований и имело законную силу.
В ходе рассмотрения протеста прокурора на сессии возникли вопросы, требующие дополнительного изучения, и было принято решение обратиться за консультацией в Генпрокуратуру РК, Министерство юстиции РК, Налоговый комитет МФ РК. В связи с этим согласно регламенту гормаслихата был объявлен перерыв в работе сессии. В итоге было принято решение, соответствующее закону. С 1 января 2013 года разовый талон отменен, но взиматься налоги все-таки будут в другом режиме и форме.
Что касается полезности этого опыта, то он очевиден. В ходе принятия решения мы отстаивали не интересы депутатов, а акцентировали внимание на объемах поступления налогов в бюджет города, от которых зависит исполнение той или иной социальной программы.
– Опять же вскоре, весной 2012 года, депутаты взялись за наведение порядка в местах стихийной торговли на улицах Шымкента. К сожалению, эффективность этой работы оказалась нулевой – торговля в незаконных местах в Шымкенте по-прежнему процветает. Вам не досадно? Каким, на ваш взгляд, могло быть решение этого вопроса?
– Да, данный вопрос неоднократно поднимался в гормаслихате, создавалась временная комиссия для изучения незаконных торговых точек города. Депутаты были вовлечены во всевозможные рабочие группы. Как результат: были выявлены многочисленные места незаконной торговли, даны соответствующие рекомендации акимату города. Постановлением акима города за отделом предпринимательства и сельского хозяйства была закреплена ответственность по устранению этих нарушений.
Решение данного вопроса я вижу в повышении ответственности работников отдела предпринимательства и сельского хозяйства, районных акиматов, СЭН, ГУВД, а также огласке в СМИ итогов проведенных мероприятий. Но самое главное – надо оказать содействие лицам, торгующим в незаконных местах. Предоставить им на льготных условиях торговые ряды на рынках города. Это же наши граждане, таким образом они зарабатывают и кормят свои семьи, у них нет возможности арендовать за большие деньги места на рынках.
– Чуть больше года назад были упразднены ревизионные комиссии маслихатов. Вы возглавляли одну из них. Кто теперь оценивает эффективность, целевое назначение и полноту исполнения бюджета города? Или исполнительная власть осталась бесконтрольной? В частности, хотелось бы узнать, сколько бюджетных средств остались неосвоенными в городе? Известно, что в середине ноября 2012 года таковыми оставались 11,5 миллиарда тенге. Об этом было сказано на ноябрьском заседании горакимата.
– Согласно Указу президента РК от 2 мая 2011 года №67 «О совершенствовании органов внешнего государственного финансового контроля в регионах» в Казахстане были упразднены ревизионные комиссии маслихатов всех уровней. В связи с внесением изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РК и Закон РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» контроль за исполнением местного бюджета осуществляют ревизионные комиссии областей. В ЮКО по решению облмаслихата в 2011 году была образована Южно-Казахстанская ревизионная комиссия, которая согласно ст. 142 Бюджетного кодекса РК осуществляет оценку исполнения и контроль за исполнением местного бюджета. Эта ревкомиссия подотчетна маслихату через представление годового отчета об исполнении местного бюджета. Ревизионная комиссия области и акимат Шымкента представляют в гормаслихат в установленный срок отчет об исполнении местного бюджета.
После рассмотрения постоянными комиссиями маслихата годовой отчет об исполнении бюджета Шымкента утверждается на сессии маслихата.
По предварительным данным, на 1 января 2013 года исполнение бюджета города составило 99,4 %, а неосвоенная сумма – около 300 млн. тенге.
– Что вы можете сказать о работе постоянных комиссий? Много споров возникало при формировании бюджета города, внесении поправок и изменений. Учитываются ли при этом пожелания депутатов?
– В шымкентском гормаслихате образованы пять постоянных комиссий: по вопросам бюджета и управления, по вопросам экономического развития, по вопросам развития социальной сферы, по вопросам местного самоуправления и соблюдения законности и по вопросам депутатских полномочий, этики, административно-территориального устройства.
Все вопросы, рассматриваемые на сессиях, предварительно обсуждаются на заседаниях постоянных комиссий.
Основным источником развития Шымкента является бюджет города. При его разработке и утверждении депутатский корпус во главу угла ставит вопросы социальной направленности. При внесении изменений в бюджет Шымкента предложения депутатов гормаслихата учитываются в обязательном порядке. В качестве примера нашли свое решение такие предложения, как строительство музыкальной школы, капремонт многочисленных школ города, а также проведение капремонта не только центральных дорог, но и внутриквартальных, долгое время остававшихся без внимания.
– Депутатами Шымкента не раз поднимался вопрос об обеспечении жильем выпускников детских домов. Чего удалось достичь?
– Понимая социальную значимость этого вопроса, депутаты гормаслихата единогласно рекомендовали акиму Шымкента выделить средства на строительство жилых домов для выпускников детских домов. В итоге, согласно плану из госжилфонда, для выпускников детских домов в 2013 году будут строиться два 72-квартирных жилых дома.
– В минувшем году с согласия депутатов в Шымкенте дважды поднимался тариф на проезд в общественном транспорте. Перевозчики обещали улучшить регулярность движения, качество обслуживания, а главное – гарантировали движение автобусов в вечернее время. Результаты, как говорится, оставляют желать лучшего. Какова позиция в этом вопросе народных избранников?
– В компетенцию гормаслихата входит не утверждение, а согласование утверждения тарифа за проезд в общественном пассажирском транспорте города. Утверждение тарифа – компетенция горакимата.
В связи с этим ШГМ еще осенью 2011 года (решение от 28.10.2011 г. 55/453-4с) дал согласие на установление тарифа за проезд на городских автобусных и микроавтобусных маршрутах общественного пассажирского транспорта – в размере 50 тенге.
После согласования гормаслихата горакимат, утвердив данный тариф постановлением, должен был направить его на регистрацию в департамент юстиции. Но этого не было сделано, и тариф не был введен.
Горакимат, вторично рассмотрев и изучив данный вопрос, представил на согласование утверждение тарифа в два этапа. ШГМ на основании указанного закона и предложений акима Шымкента принял решение от 14.06.2012 г. «О согласии на утверждение тарифа» в следующих размерах:
с 01.07. по 01.10. 2012 г. – 45 тенге;
с 01.10.2012 г. – 50 тенге.
В 2012 году после повышений тарифа на проезд в общественном транспорте горакимат заключил дополнительные договора с автокомпаниями о ежегодном обновлении транспорта на 20% и до конца текущего года – на 10%.
На сегодняшний день перевозчиками куплено 45 новых автобусов. На не выполнивших условия договора будут налагаться штрафы, в крайнем случае с ними будут расторгаться договора.
Для проверки соблюдения движения общественного транспорта в вечернее время были организованы рейды. В результате в одностороннем порядке были расторгнуты договора с некоторыми из перевозчиков. С начала года был наложен штраф на 30 перевозчиков в размере 540 тысяч тенге. Для кардинального изменения ситуации в общественном транспорте предстоит еще много работы…
– На одной из сессий депутат Гани Ташкараев поднял вопрос о необходимости реконструкции Аллеи почетных граждан города Шымкента, за что получил замечание от своих же партийцев. Найдет ли продолжение этот вопрос, ведь решение о присвоении звания «Почетный гражданин города Шымкента» принимает именно гормаслихат?
– Звание почетного гражданина города Шымкента присваивается за особые заслуги. Впервые в истории Шымкента оно было присвоено в 1967 году. На сегодняшний день мы имеем 83 почетных гражданина. Все они в разное время вносили и вносят свой вклад в развитие Шымкента, а некоторые – даже страны, и заслуживают большего уважения и внимания.
Шымкент меняется на глазах, так почему бы не поменять облик Аллеи почетных граждан? Предложение Ташкараева было поддержано большинством депутатов. Эта аллея стоит без капремонта с 2005 года.
На сегодняшний день по его инициативе по согласованию с акимом города объявлен конкурс на эскизный вариант реконструкции Аллеи почетных граждан. На очередном заседании градсовета будет определен вариант ее реконструкции, а потом решим вопрос о стоимости реконструкции и выделении средств.
– Благодарю за подробные ответы.
Фото Тимура ДЖУМАБЕКОВА.
СПРАВКА
Шымкенский городской маслихат: ул. Тыныбаева, 49. Тел.: 53-00-17, 53-00-19, 53-00-02.