Кто виноват в том, что растет число преступлений, совершенных молодежью

342
Оперативники управления по борьбе с организованной преступностью в сопровождении спецназа провели задержание вымогателей...
Оперативники управления по борьбе с организованной преступностью в сопровождении спецназа провели задержание вымогателей...
Оперативники управления по борьбе с организованной преступностью в сопровождении спецназа провели задержание вымогателей…

Полицейское управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП) задержало группу вымогателей. Семь человек похитили жителя Карабулака и требовали от него переписать на них две кошары и земельный участок. Преступники действовали решительно и нагло, ничего не боясь…

Похищенного несколько дней продержали на съемной квартире в Шымкенте, а потом повезли в село Аксукент – к нотариусу. Но сделка не состоялась, не было некоторых документов, и их затребовали у супруги потерпевшего. Женщина была обеспокоена долгим отсутствием супруга, но в полицию сообщать о происшествии боялась – ждала требований от похитителей. Но после несостоявшейся нотариальной сделки она все же решилась на звонок в полицию. На следующий день оперативники управления по борьбе с организованной преступностью в сопровождении спецназа провели задержание вымогателей…

«Все они очень молоды. Самому старшему из этой группы всего 25 лет, – приоткрывает подробности дела начальник УБОП ДВД ЮКО подполковник Сеитжан Сапарбеков, – остальным и того меньше. Кое-кто из них был судим. Парни хотели быстро заработать – имущество, которое они требовали переписать на них, оценивается в 30 тысяч долларов. Сейчас наблюдается опасная тенденция – преступность стремительно помолодела. Работать честно никто не хочет, все хотят сразу и много. Невзирая на то, каким способом будут добыты деньги…».

С начальником УБОПа мы говорим о влиянии криминала на молодежь, о том, что многие понятия в «черном мире» деформировались. И что сейчас на улицах много тех, кого можно назвать кратко и емко – отморозок! Безбашенных и «беспредельных» юнцов, которые готовы не раздумывая пустить в ход оружие.

«В ноябре мы предотвратили разборку между школьниками и студентами, – вспоминает подполковник Сапарбеков, – дело происходило прямо в центре города, на улице Иляева. Противоборствующие компании были на крутых машинах, после задержания у них нашли обрез и винчестер. Среди этих несовершеннолетних разборщиков был сын авторитета уголовно-преступной среды…».

Подполковник Сеитжан Сапарбеков известен читателям РАБАТа, мы писали о нем, когда он был еще начальником городского УВД. После прошлогодней аттестации его перебросили на другой фронт – бороться с организованной преступностью. Приоритетное направление – оперативно-профилактическая работа среди молодежи, выявление и изъятие оружия и боеприпасов, поиск и задержание распространителей криминальной идеологии, воровских понятий.

«Ситуация с молодежной преступностью сложилась не за год и не за два, – считает полицейский, – возник идеологический вакуум, который заполнили фильмы, воспевающие криминальную романтику, жестокие и кровавые компьютерные игры. В итоге мы получили то, что имеем. Конечно, мы стабилизируем ситуацию, будем жестко работать в этом направлении. Существуют планы и перспективные направления по борьбе с влиянием ОПГ на подростков. Но это работа не только государственных органов…».

Начинать бороться со злом нужно не с высоких государственных позиций, а с семьи. Многие родители считают, что им достаточно одевать и кормить своих детей. Мало кто интересуется, чем занимается их ребенок и кто его друзья. А когда за сыном приходит полиция, воспитывать ребенка уже поздно. Он уже повязан со своим «кругом», и вытащить его оттуда очень сложно.
«Есть и другая сторона медали – жертвы разборок и вымогательств, – рассуждает Сеитжан Сапарбеков. –

Многие из них не хотят писать заявления в полицию. Ведь это не «по понятиям». Редко кто из таких ребят говорит о возникших проблемах своим папам и мамам, и это своеобразная оценка отношений в семье. Ребенок просто не доверяет своим родителям. Помните, как говорили во времена СССР: семья – ячейка общества. И именно в ней должна начинаться борьба с криминалом».

В управлении по борьбе с организованной преступностью есть и другие направления работы – пресечение трафиков, раскрытие преступлений, связанных с похищением людей, вымогательством, сексуальной эксплуатацией. Но о главной задаче говорит само название этого подразделения. «Мы не можем говорить о том, сколько у нас в области ОПГ, сколько лидеров и авторитетов криминальной среды – это секретная информация, – объясняет подполковник. – Могу сказать лишь о том, что некоторые крупные бизнесмены имеют в своем подчинении «охрану», которая занимается выбиванием долгов и другими грязными делами.

Человек думает, что это круто – разводить дела и «по-черному», и «по-красному». К сожалению, считается не зазорным близко общаться с людьми, которые состоят на специальном учете как лидеры ОПГ. И эти вещи нужно искоренять…».

Это долгая и трудная работа, но она ведется. Налажена плотная связь с департаментом уголовно-исправительной системы, с ДКНБ, прокуратурой. Четкое взаимодействие органов, ведущих борьбу с преступностью, должно принести положительный результат.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Как известно, в компании мужчин после принятия на грудь горячительных напитков всплывают три темы для разговора: женщины, футбол и политика. О прекрасной половине человечества можно говорить бесконечно и хвастливо, о нашем футболе рассказывать нечего, а вот политические темы, как говорится, цепляют. И здесь для казахстанских мужчин зрелого возраста поле для обширных размышлений и прогнозов.

Одна из главных тем бесед на кухне – война. Противник не имеет «четкого лица», но все же в разговорах не исключается, что на нас может кто-то напасть. Тот же самый Афганистан представляет потенциальную угрозу. Готовы ли мы – мужики, взять оружие в руки и встать на защиту своих домов и рубежей Родины? Кое-кто думает, что проще собрать чемодан, продать дом и рвануть отсюда подальше! Но таких – абсолютное меньшинство. Большая часть готова идти воевать за Отечество. Вопрос в другом, насколько боеспособна эта часть? Умеет ли она пользоваться современным оружием, знает ли сегодняшнюю тактику ведения боя в том же городе или в горах? Известны ли нам элементарные вещи, такие, как, например, местонахождение районного сборного пункта для военнообязанных?

Те, кто служил в ВС СССР, помнят кое-что из двухлетнего «курса». Те, кому предстояло служить в 90-х, из-за развала Союза не прошли армейской подготовки. Сейчас новобранцев призывают всего на год, и те, кто служил еще в той, советской армии, сомневаются, что ребятишки получили достойную подготовку. Многие из молодых не хотят идти служить, считая, что это бесполезная трата времени. Тут же вводятся платные курсы молодого бойца, ведь без армии на госслужбу не попадешь.
В кухонных разговорах выплывают интересные вещи. Возможно, если государство примет на вооружение кое-что из народных рассуждений, то оно сможет убить сразу двух зайцев – воспитать патриотов и ликвидировать молодежную преступность.

Из-за чего происходят разборки? Почему отроков тянет к оружию? В принципе, тяга к оружию в крови у любого мужчины, ведь издревле в каждом племени сызмальства готовили воинов.

И натаскивали молодежь опытные ветераны. Так почему бы и теперь взрослым не проконтролировать эту тягу к оружию молодых? Пускай на уроках начальной военной подготовки изучают не шагистику, а системы современного вооружения, и пусть эти занятия проводят профессиональные военные. Почему бы не прикрепить к воинским частям тех, кто мечтает стать летчиком или танкистом? Причем брать в сыновей полка лет этак с 12, при условии, что ребенок занимается спортом и хорошо учится. Не делать это для показухи, а готовить настоящих профессионалов. Пацан, осознавший силу оружия, никогда не сделает обрез для того, чтобы застрелить одноклассника или «старшака» района. Почему бы не внушать нашим детям, что нас всего лишь шестнадцать миллионов и мы должны беречь друг друга…

Ринат ХАМИДУЛИН

Реклама